Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » 2010 » Сентябрь » 18 » Общественная палата выступила с резкой критикой проекта образовательных стандартов средней школы
00:31
Общественная палата выступила с резкой критикой проекта образовательных стандартов средней школы
По мнению ОП, стандарты являются скорее декларациями о намерениях и носят "недеятельностный, непроверяемый характер". Это ставит под вопрос реалистичность стандартов, которые "ориентируют школы на консервацию традиционных педагогических подходов".


Некоторые тезисы Экспертного заключения:
В предложенном проекте ФГОС используются декларативные предписания, которые не могут быть приемлемы. Отсутствие в ФГОС, ориентированного на результат, предписаний содержательного характера влечет невозможность его применения.

В части описания требований к результатам образования рассматриваемый проект ФГОС существенно отстает от аналогичных зарубежных документов. В то время, когда в последние десятилетия в развитых странах стандарты формулируются практически исключительно в виде описания компетентностей и умений, в предложенном варианте ФГОС большинство формулировок требований к результатам обучения носят декларативный, недеятельностный, непроверяемый характер. Это ставит под вопрос правомерность объявления авторами деятельностного характера предложенных стандартов, по своей сути они ориентируют школы на консервацию традиционных педагогических подходов.

Планируемые результаты представлены во многих разделах ФГОС, но они не соотносятся друг с другом, в результате чего получается чрезмерный список результатов, который будет затруднять формирование целенаправленного образовательного процесса.

Непонятен принцип описания результатов: чрезмерно подробное описание, например, метапредметных результатов, где учтено даже «умение работать с метафорой», а в предметных результатах по русскому языку нет ни слова об умении работать со словарями. Очевидно разное авторство в описании.

В перечисленных предметных результатах не выделена возрастная составляющая. Не учитывается неоднородность подросткового возраста (5 и 9 класс). Все типы результатов представлены как равнозначные, хотя в зависимости от возрастных особенностей в подростковом возрасте актуальными являются личностные и социальные, в отличие от начальной ступени основной школы, где ключевыми являются предметные результаты. Кроме того, непонятно, чем все результаты выпускников (и личностные, и метапредметные, и предметные) основной школы могут отличаться от результатов выпускников полной школы.

В целом требования к результатам прописаны в форме, не позволяющей их контролировать, и строить учебному заведению основную образовательную программу, соответствующую этим требованиям.

Риски, которые могут возникнуть в случае принятия проекта ФГОС
- для учителя
Риск инновации. Метапредметные навыки нужно реализовывать через пространство предметов, а не создавать отдельные подпрограммы. В проекте ФГОС содержится 12 подпрограмм, что скорее развалит учебный процесс, а не сделает его инновационным. В настоящее время, пока не готовы ни кадры, не определены и не обеспечены достаточные условия для реализации, велик шанс потерять от внедрения кардинально нового, чем приобрести.
- для директора
Риск предъявления требований к организации образовательного процесса, которые не смогут быть практически реализованы. Это может привести к тому, что директора станут искажать фактическую картину.
- для учеников
Риск расхождения обещаний качественного образования, который дает ФГОС, и реального уровня, который они будут получать.
- для учредителя и региональных и муниципальных властей
Если требования к условиям реализации основной образовательной программы, описанные в ФГОС, станут основаниями для лицензирования, то, по нашему мнению, может возникнуть риск закрытия большинства школ России из-за несоответствия требованиям. Необходимо определить статус условий и указать, на ком лежит ответственность за их создание.
Не все требования к результатам освоения основной образовательной программы, предложенные в ФГОС, измеряются на федеральном уровне. В таком случае встанет проблема аккредитации школ.
- для разработчиков образовательных программ
Риск невозможности учесть интересы всех участников образовательного процесса.
Предложения по доработке ФГОС
В силу формального характера обобщений, оторванности от механизмов реализации, рассматриваемый проект ФГОС не носит инструментального характера, не формулирует и не задает условий, необходимых при составлении основной образовательной программы общего образования и ее реализации.
Считаем необходимым обозначить векторы развития для системы образования, которые заявляются в ФГОС, определить, чего ждет школа от внедрения нового стандарта.
Необходимо проект ФГОС представить одновременно с проектом примерной образовательной программы.
Целесообразно дополнить текст перечнем документов, дополняющих ФГОС, дать определение понятий, терминов и норм, используемых в тексте.
Представить отдельный документ, описывающий порядок введения ФГОС и разграничение ответственности за выполнение стандарта между образовательным учреждением, его учредителем, Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.
Выстроить иерархическую систему целей; определить метапредметные и предметные результаты, достижение которых является необходимым для выдачи документа об основном общем образовании.
При описании результатов освоения основной образовательной программы следовало бы учесть различие возрастных особенностей учащихся начальной ступени общего образования и выпускников основной школы.

Представить общие (для всех школ) подходы к оценке результатов и контрольно-измерительным материалам.
Стандарт требует прояснения вопросов о структуре образования в течение 5 лет и его соотнесении с другими ступенями школьного образования, о распределении временных ресурсов на реализацию заявленных целей. Без этого нельзя оценить соответствие заявленных целей бюджету времени. Желателен примерный учебный план, показавший возможности распределения времени.
Необходимо отправить на доработку описание всех учебных программ, так как они не соответствуют компетентностному подходу.
В проекте ФГОС отведено недостаточно времени на работу, связанную с развитием творческих начал учащихся. Не проработаны сферы социального и предметного творчества.
«Право» и «Экономика» не представлены в проекте ФГОС основного общего образования ни как предметы, ни как области знаний и практики. Отсутствие этого закладывает основы для развития правового нигилизма. Должны быть социальные практики, где будут отрабатываться навыки правового поведения и анализа ситуации.
Стоит конкретизировать возможности школы по составлению образовательной программы (чем могут различаться программы разных школ).
Полагаем, что раздел, посвященный финансово-экономическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, требует принципиальной доработки, особенно в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и готовящимися изменениями в Закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»....

Категория: В Государственной Думе России | Просмотров: 760 | Добавил: AOV | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru