С. Г. Пищев (Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина)
Реальное внедрение образовательной области «Технология» как инвариантного компонента всеобщего образования уже не вызывает особых сомнений. Есть поразительные успехи обучения школьников этой интегративной области знаний. Большое количество научно-практических конференций, посвященных внедрению и перспективам развития технологического образования современной молодежи, научных и научно-методических публикаций, кандидатских и докторских диссертаций подтверждает громадный интерес к данной проблеме. Идут позитивные изменения в высшей школе, призванной готовить учителей технологии и предпринимательства. Правильным будет сказать, что коренной перелом в смене трудовой парадигмы образования к технологическому образованию произошел – технологическое образование получило признание. Но в то же время активное внедрение образовательной области «Технология», как и все новое, породило множество проблем. Исследование одной из них – путей совершенствования дизайнерской подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства, – является, на наш взгляд, актуальным аспектом целостности процесса технологического образования.
Дизайнобразование является одним из сложнейших компонентов технологической подготовки. По значимости и сложности дизайнобразование студентов является задачей такого порядка, которую возможно решить только при комплексном подходе. Идея интеграции ранее отдельных учебных предметов (труд, черчение, рисование, электротехника, ИВТ, экономика и т. д.) и новых дисциплин, введенных в связи с развитием новых рыночных отношений в России (маркетинг, менеджмент, дизайн и др.), в единое технологическое образовательное пространство (что являлось мечтой многих педагогов не одно десятилетие) получило поступательный импульс. Однако она еще далека от намеченного идеала в силу разных причин. Анализ накопленного в высшей школе опыта в области дизайнобразования студентов факультета технологии и предпринимательства невозможен без выявления противоречий, возникающих в процессе изучения дизайна, которые отрицательно влияют на качество подготовки учителей технологии. Выявление этих противоречий позволит определить пути совершенствования обучения студентов дизайну.
На наш взгляд, в процессе обучения студентов факультетов технологии и предпринимательства дизайну наблюдаются следующие противоречия.
1. Обучение студентов дизайну, как правило, ведется на основе учебной и методической литературы, разработанной для студентов специальных дизайнерских факультетов. То есть, делается попытка механического переноса требований к подготовке профессионального дизайнера в сферу подготовки учителя технологии и предпринимательства. Это является ошибочным подходом, который заранее обречен на неудачу в силу разных причин. Например, отсутствие достаточного времени для изучения методологических и теоретических основ дизайна, законов композиции, эргономики и многое другое. Материальная база педвузов, за редким исключением, не соответствует материальной базе вузов, осуществляющих дизайнерскую подготовку студентов. Педагогические вузы не имеют тесной связи с промышленными предприятиями своего региона, где студенты могли бы проходить специальную практику, проводить эксперименты, внедрять результаты своей дизайнерской деятельности и т.д.
2. На факультетах технологии и предпринимательства обучение основам дизайна осуществляют педагоги-дизайнеры, как правило, не имеющие большого опыта педагогической деятельности в педвузах. В отличие от профессиональной углубленной подготовки профессиональных дизайнеров изучение дизайна студентами факультетов технологии и предпринимательства приобретает узкую направленность. Общее представление о дизайне и дизайнерской деятельности в этом случае акцентируется на отдельных видах дизайна: архитектурном, графическом, ландшафтном, дизайне одежды, интерьера и т. д. Такие специалисты крайне необходимы педвузам для чтения спецкурсов, введенных для изучения специфических региональных особенностей промышленного производства или народных традиций декоративно-прикладного искусства, народных промыслов. Они востребованы для осуществления подготовки учителей технологии и предпринимательства по дополнительной специальности или специализации. Однако такому специалисту очень сложно решать задачи общего дизайнобразования студентов, связанного с их будущей специальностью – учителя технологии и предпринимательства, который должен иметь широкий спектр знаний в различных видах дизайна, владеть методикой преподавания основ дизайна и организации выполнения учащимися учебных дизайн-проектов.
3. Изучение дизайна предполагается осуществлять планомерно на протяжении всего периода подготовки учителя технологии и предпринимательства, так как невозможно овладеть ЗУН дизайна в короткие сроки. Идея введения элементов дизайна в процесс преподавания различных дисциплин («Технологический практикум в учебных мастерских», «Основы конструкционных материалов», «Резание, станки и инструменты», «Графика» и т. д.) на данный момент остается лишь желанием, а не действительностью. Большинство педагогов, осуществляющих преподавание перечисленных дисциплин, не имеет специальной дизайнерской подготовки или подготовки в области изобразительного искусства. Соответственно, таким педагогам сложно адаптировать их учебный материал к дизайну как к таковому. В результате поставленные учебные цели не могут быть достигнуты. Поэтому изучение теории дизайна и овладение дизайнерской деятельностью на занятиях по предмету «Эстетика и дизайн», который читается на 5-м курсе, носит всего лишь информационно-ознакомительный характер.
4. Эффективное изучение основ дизайна, как и любого другого учебного предмета, возможно только в условиях одновременного освоения теоретических знаний и закрепления их в практической деятельности студента при выполнении дизайн-проектов. Однако многогранный процесс дизайнерского проектирования требует от исполнителя в его проектной деятельности равноценного использования образного, пространственного, логического и технического мышления. Возникает еще одна проблема – проблема создания таких условий обучения дизайну, при которых будет активизироваться образное, вербальное и техническое мышление субъектов обучения. Такая активизация обозначенных видов мышления будет влиять на успешное выполнение студентами факультета технологии и предпринимательства дизайн-проектов и на усвоение знаний дизайна в целом.
Таким образом, одна из генеральных линий образовательной области «Технология», заключающаяся в том, что учитель технологии и предпринимательства должен быть творческой личностью и дизайнером, а не простым транслятором передачи знаний в области материаловедения, конструирования, технологии, предпринимательства, организации производства и т. д., принципиально отличается от прежней инженерно-педагогической подготовки. Необходимые дисциплины учитель технологии должен преподавать в контексте целостного процесса создания различных изделий в соответствии с требованиями дизайна.
Обозначенные противоречия позволяют определить пути совершенствования дизайнерской подготовки учителей технологии и предпринимательства:
необходимо ввести в структуру управления факультетами технологии и предпринимательства должность руководителя дизайнерской подготовки студентов, который бы мог консультировать преподавателей, ведущих разные дисциплины, координировать осуществление дизайнобразования на факультетах в целом;
преподавательский состав, осуществляющий дизайнобразование на факультетах технологии и предпринимательства, не имеющий педагогической подготовки, должен пройти специальную подготовку (ИПК, ФПК, стажировки по психолого-педагогическому циклу дисциплин). Актуальной является и подготовка преподавателей, осуществляющих обучение графике, технологии конструкционных материалов, технологическому практикуму в учебных мастерских и т.д., в области дизайна;
дизайнобразование студентов педвузов должно строиться на основе методических подходов, ориентированных на учебное дизайн-проектирование. Следует ставить на каждом этапе разработки дизайн-проекта четко сформулированные учебные цели и задачи, основанные на принципе изучения материала «от простого к сложному»;
необходимо издание специальных учебников и учебно-методических пособий по дизайн-проектированию для студентов факультетов технологии и предпринимательства педвузов;
проблему дизайнерской подготовки учителей технологии и предпринимательства можно решить при помощи органического вплетения основ дизайна в общую ткань учебного процесса;
предлагаемые студентам задания на дизайн-проектирование должны определяться с учетом материальной базы факультета или вуза (наличия соответствующих мастерских, лабораторий, имеющегося в них оборудования и т. д.);
для выполнения дизайн-проектов, к которым предъявляется комплекс различных требований (многофункциональные, конструктивные, эргономические, экономические и т. п.), необходимо формировать дизайн-группы с учетом индивидуальных особенностей ее членов, например, с учетом индивидуальных особенностей мышления студентов;
эффективное изучение дизайна возможно только при условии введения различных компонентов дизайна в программный материал дисциплин, изучаемых на факультете технологии и предпринимательства с 1 по 5 курсы. Очень важно, чтобы прохождение учебно-производственных практик (педагогическая и технологическая), наряду с традиционными подходами, было ориентировано и на различные аспекты дизайна, а в задании руководителей практик были отражены вопросы дизайна...
Источник:
http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=152&Itemid=28