Глобальные социально-политические, экономические и технологические тенденции в последние годы существенно изменили миссию образования в мировом масштабе, а с Болонского процесса начинается современная реформа высшего образовательного пространства в Европе. Это породило потребность современной переориентации образования в зависимости от новых реальностей и ожидаемых тенденций. Академическая учеба, по сравнению с учебой в средней школе, поднимается на более высокий гносеологический и технологический уровень. Это классическая, высоко интеллектуальная информационная технология, которая является как бы внутренней мотивацией, обусловленной интересами, индивидуальным складом, активностью и потребностями студента [2]. Эту активность можно осуществить целенаправленной работой и со стороны преподавателя, и со стороны студента, чтобы найти рациональную, технологическую организацию учебы [1]. Технологическое обучение не находится вне этих требований. Изучение различных традиционных и новых технологий очень актуально, но не так легко овладевать знаниями и усваивать умения, связанные с ними. Вот почему в последнее время замечается отлив от технологических специальностей в вузах. Многолетние наблюдения за работой студентов различных специальностей Юго-западного университета имени Неофита Рильского в Благоевграде (особенно – специальности «Педагогика обучения по технике и технологиям» (табл.)) показывают, что большая часть поступающих студентов имеют слабую мотивацию к изучению избранной специальности, у них не хватает стремления к достижению высоких учебных результатов, есть даже и желания перейти в другую специальность. Это затрудняет работу преподавателя и побуждает его искать разные способы более быстрой адаптации студентов к специфике высшего училища и избранной специальности, любой учебной дисциплине. Таблица Количество поступающих студентов из разных средних школ на специальность «Педагогика обучения по технике и технологиям» Учебный год из техничес-ких средних школ из гумани-тарних средних школ из школ с изуч. ин. языков мужчины женщины Обобщенно кол. % кол. % кол. % кол. % кол. % 2002/ 2003 23 79 6 21 0 0 19 65 10 35 29 2003/ 2004 13 48 12 44 2 8 13 48 14 52 27 2004/ 2005 8 28 15 52 6 21 13 45 16 55 29 2005/ 2006 7 35 9 45 4 20 8 40 12 60 20 2006/ 2007 3 17 14 77 1 6 6 33 12 67 18 2007/ 2008 7 21 24 73 2 6 10 30 23 70 33
На базе просмотренных документов, проведенных разговоров, теста и анкеты установлены следующие результаты и тенденции: значительная часть студентов специалности «Педагогика обучения по технике и технологиям» попали туда случайно, прочитав о ней в кандидат-студенческом справочнике закончившие профессиональные гимназий технического направления уменьшаются за счет закончивших языковые, математические и экономические гимназии поступающие студенты с более высокими дипломами, но с более низкими разультатами на конкурсных экзаменах снижение общего входящего балла (с более высоким баллом в средней школе поступают на «престижные» специальности); конкурсный балл завышается за счет оценки с теста по болгарскому языку (последние годы почти все поступили с оценкой с теста по болгарскому языку уменьшается число принятых студентов с конкурсными оценками по математике и физике, которые входят в общий балл уменьшается число мальчиков, обучающихся на специальности «Педагогика обучения по технике и технологиям мотивация поступающих студентов на эту специальность не на необходимом уровне из-за ряда причин сомнительная реализация нелегкий учебный план, по которому обучаются студенты наличие других, более аттрактивных в данный момент специальностей и др недостаточная школьная подготовка оказывает существенное влияние на низкий входящий уровень знаний и компетентностей студентов, обусловленных существующими недостатками обучения в средней школе, т. е. видна тенденция к ухудшению входящих данных принятых студентовВ содержательном плане динамика развития требует переориентации образования. Оно нуждается не только в усвоении конкретных знаний и профессий, но и в разширенной общеобразовательной и широкопрофильной подготовке с акцентом на личностное развитие, критическое и творческое мышление, умение найти самые лучшие выходы из незнакомых и сложных ситуаций, информационную культуру и способность к самообразованию и саморазвитию. Стратегию этого нового вида образования мы находим в докладе «Образование – скрытое сокровище» Комиссии образования XX в., руководимой Жаком Делором. Согласно этому документу, в его современном контексте, образованию следует опираться на четыре «основные опоры»: учеба, связанная со знанием и пониманием – она объединяет широкую общую культуру с углубленным усвоением конкретных умений учеба, связанная с конкретной деятельностью – речь идет не только об усвоении профессиональной квалификации, но и о приобретении умения справляться в различных ситуациях, о работе в группе. Для молодых людей важно научиться правильно реагировать в процессе приобретения и реализации социального трудового опыта учеба, направленная на формирование умений для полноценного сожительства и взаимопонимания с другими учеба направленная на «процветание личности», формирование умений и способности к самостоятельным действиям, оценке и принятию личной ответственности [4 В ответ на вызовы рынка рабочей силы, экономики и динамических перемен в различных областях жизни в целом, современное образование должно базироваться на «отключении» индивидуальных ресурсов к учебе, формировании творческого и конструктивного мышления, что является основой инновационного обучения. Сегодняшний рынок рабочей силы отличается динамикой, нестабильностью, конкуренцией и развитием, поэтому люди должны обладать такими качествами, как компетентность, гибкость, адаптивность, предприимчивость. Начавшаяся образовательная реформа требует, чтобы изменения в среднем образовании нашли естественное продолжение и в высшем образовании, так что качество среднего образования должно быть неразрывно связано и в большей степени обусловлено качеством высшего образования. Высшее образование требует, чтобы кроме знаний, полученных в процессе обучения, студенты приобрели умение самостоятельно обучаться и управлять своей учебой [3]. При существующей рыночной экономике реализация продукта образовательной системы зависит от его качества и конкурентоспособности. Повышение качества высшего образования и его приведение в соответствие с европейскими требованиями требует, чтобы одной из приоритетных областей стала работа по адекватной оценке результатов обучения и адекватной самооценке студентов. Литература
1. Андреев, М. Процесът на обучението. Дидактика / М. Андреев. – С.: Университетско издателство, : 1996
2. Божков, Н. Информационна технология за моделиране, експертна оценка и поддържане качеството на университетското обучение / Н. Божков. – София – Париж, 2000
3. Борисова, Е. М. О роли профессиональной деятельности в формирование личности / Е. М. Борисова. – М.: Наука, 1993
4. Делор, Ж. Образованието – скритото съкровище / Ж. Делор. – София: ЮНЕСКО, 1996
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=509&Itemid=28 |