Автор: З. И. Клименко (Омский государственный педагогический университет)
Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ) имеет достаточно большой опыт по внедрению в учебный процесс многоуровневой системы образования. Почти 20 лет ОмГПУ активно работает по этой проблеме.
В 1991 г. на физическом факультете был сделан первый набор бакалавров образования по экспериментальному учебному плану. С тех пор не прекращается подготовка студентов по бакалаврским профессионально-образовательным программам параллельно с набором студентов на специальность «Физика с доп. специальностью». В 2001 г. была открыта магистратура по направлению «Физико-математическое образование».
В 1996 г., после появления государственного образовательного стандарта по специальности «Технология и предпринимательство», на физическом факультете ОмГПУ был сделан первый набор студентов по этой специальности. В 2000 г. был опубликован первый государственный образовательный стандарт по направлению «Технологическое образование». Содержание учебного плана по специальности «Технология и предпринимательство с доп. специальностью» соответствует, в большей степени, техническому труду. Поэтому было принято решение реализовать в учебном процессе бакалаврскую программу по профилю «Технология обработки ткани и пищевых продуктов». В 2001 г. был сделан первый набор студентов по этой программе, а в 2007 г. была открыта магистратура по направлению «Технологическое образование», магистерская программа «Профессиональное образование».
В настоящее время студенты-технологи на физическом факультете ОмГПУ обучаются по всем возможным профессионально-образовательным программам современной системы образования (рис.)
Рис.
При такой реализации системы многоуровневой подготовки студентов имеется уникальная возможность проводить сравнительный анализ содержания профессионально-образовательных программ разных уровней образования.
Содержание подготовки специалиста и бакалавра образования отличаются, прежде всего, разными объемами инвариантной части подготовки студентов, которая прописана в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, и вариативной части, представленной в национально-региональном компоненте и системе дисциплин и курсов по выбору. Вариативная часть программы специалиста составляет 25% от всего объемов часов предметной подготовки. Национально-региональный компонент и система курсов по выбору в бакалаврской программе составляет 39% от всего объема часов общепрофессиональной подготовки бакалавра образования. К сожалению, профильная подготовка бакалавров образования не содержит этих компонент учебного плана.
Объем часов на вариативную часть в профессионально-образовательной программе бакалавра образования, в среднем, на 150–200 часов больше, чем в программе специалиста в блоке общепрофессиональной подготовки студентов. Эта тенденция не только сохраняется, но и усиливается в проектах государственных образовательных стандартов нового поколения.
Отмеченная особенность построения профессионально-образовательной программы бакалавра образования позволяет исправить главный недостаток в содержательной части этой программы. Сравнение содержания разных программ подготовки технологов показывает, что бакалавры проигрывают в профессиональной подготовке студентов как в теоретическом плане, так и в плане практической подготовки. Структура и содержание вариативной части подготовки бакалавров образования определяется самим вузом и дает возможность расширить программу их подготовки, проявив максимум творчества и реальных потенциальных возможностей кадрового потенциала данного вуза и его материально-технической базы.
Например, в национально-региональном компоненте и в системе дисциплин и курсов по выбору блока учебных дисциплин по общепрофессиональной подготовке бакалавров технологического образования в ОмГПУ представлены следующие учебные курсы: графика, материаловедение, инновационные технологии в образовании, веб-дизайн, трехмерная графика, охрана труда, основы технического творчества и т. д. Если провести сравнительный анализ содержания профессионально-образовательных программ специалиста и бакалавра образования, то можно убедиться, что именно эти учебные дисциплины могут исправить недостатки фундаментальной и профессиональной подготовки бакалавров образования по сравнению с аналогичной подготовкой специалистов. Содержание магистерской программы еще в большой степени определяется возможностями и творческой инициативой каждого конкретного вуза. В государственном образовательном стандарте магистерской программы определен только федеральный компонент блока учебного плана «Дисциплины направления» (700 часов), который содержит также национально-региональный компонент (434 часа) и курсы по выбору (100 часов)).
Специальные дисциплины (900 часов) магистерской программы полностью определяются самим вузом. Это позволяет выстроить модель подготовки магистра по технологическому образованию, проявив максимум творчества и инициативы. Например, на нашем факультете были выбраны следующие специальные дисциплины: наукоемкие технологии современного производства, основы творческо-конструкторской деятельности, основы технологического проектирования и технического конструирования, метрология, стандартизация и сертификация, основы предпринимательства в образовании, графоаналитическое моделирование в профессиональном образовании.
Самым большим недостатком бакалаврской программы, на наш взгляд, является недостаточная педагогическая практика студентов. Государственным образовательным стандартом рекомендуется всего 8 недель практик, из которых на педагогическую практику отводится 6 недель.
Профессионально-образовательная программа бакалавра образования соответствует второму уровню высшего образования и предполагает продолжение образования на третьем уровне соответствующего направления или получение дальнейшего образования в смежных областях образования. Поэтому рассматривать содержание подготовки студентов по технологическому образованию надо в сквозной структуре «бакалавриат–магистратура» на протяжении 6-ти лет. Только в этом случае можно выстроить качественную подготовку выпускника по технологическому образованию.
Как показывает наш опыт, необходимо открывать магистратуру по направлению «Технологическое образование» одновременно с открытием бакалаврской программы, а не дожидаться первого выпуска бакалавров образования. В этом случае можно построить сквозную систему образования по технологическому образованию «4+2», учитывая перспективу качественной подготовки магистра образования на заключительном этапе, начиная эту работу с первого курса при освоении студентами бакалаврской программы.
Для этого необходим учебный план, совмещенный с программой специалиста, который позволил бы параллельное освоение программы бакалавра образования в качестве слушателей на внебюджетной основе. Различие в содержании профессионально-образовательных программ составляет 2–3 учебные дисциплины. На 4-м курсе студенты, осваивающие программу специалиста, дополнительно изучают эти учебные дисциплины и проходят государственную аттестацию по программе бакалавра образования. После 4-х лет обучения студенты защищают выпускную квалификационную работу по выбранному профилю. Диплом бакалавра образования позволяет студентам обучаться на бюджетной основе по магистерской программе. Описанная система подготовки студентов позволит отбирать лучших выпускников факультета для освоения ими магистерской программы. Из всего вышеизложенного следует определенный вывод: многоуровневая система подготовка технологов реальна. Эта система имеет свои недостатки, но может дать хорошие результаты при разумном подходе к ее реализации в учебном процессе.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=510&Itemid=28 |