Непременным условием успешного функционирования любой системы образования помимо многих прочих факторов является, эффективная система повышения квалификации преподавательских и управленческих кадров. В полной мере это положение относится и к высшей школе.
История системы повышения квалификации преподавателей высшей школы в России насчитывает несколько десятилетий успешной работы. Однако в условиях модернизации образования механизмы повышения квалификации, действовавшие ранее, утратили свою эффективность.
В настоящее время Федеральным агентством по образованию (Рособразование) принята система повышения квалификации преподавателей подведомственных вузов с использованием принципа разделения вузов на базовые (организующие повышение квалификации) и линейные (направляющие профессорско-преподавательский состав для повышения квалификации). Предполагается, что преподаватели линейных вузов не должны повышать квалификацию в своем городе – их необходимо направлять в командировку. В 2007 г. выделенные бюджетные средства на командировочные расходы позволили в среднем 15-ти преподавателям каждого линейного вуза, подведомственного Рособразованию, повысить квалификацию по различным вопросам образовательной отрасли в базовых вузах, имеющих высокий авторитет.
Такая система неявно предполагает, что в базовых вузах все кафедры являются ведущими в своей области. Однако это далеко не так. Часто мы сталкиваемся с примерами, когда в линейных вузах на отдельных кафедрах складываются сильные научные школы, потенциал которых оказывается не задействованным в системе повышения квалификации.
Вполне очевидно, что указанная система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава далеко не в полной мере отвечает реальным требованиям по пропускной способности, кругу рассматриваемых вопросов, контингенту слушателей, периодичности проведения курсов и пр.
Помимо системы Рособразования, можно отметить проведение по некоторым специальностям и направлениям подготовки отдельных целевых мероприятий, организуемых Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и другими центрами (например, семинар деканов агроинженерных факультетов или совещание заведующих кафедрами прикладной механики и др.), которые, хотя, в общем, очень полезны, но, как правило, проходят в 3–5 дней, то есть максимум 25–35 часов работы и при этом не ставят своей основной целью повышение квалификации.
Между тем современному вузу необходимо обеспечить условия, в которых преподаватели могли бы не периодически, а постоянно повышать свою квалификацию с учетом их профессиональной принадлежности (факультет, специальность, направление подготовки) и их профессиональных интересов.
Отдельной проблемой является повышение квалификации руководителей факультетов и кафедр, так как, с одной стороны, круг вопросов, представляющих для них интерес, достаточно обширен, а с другой – возникают организационные сложности в связи с характером служебной деятельности, требующей их постоянного присутствия на рабочем месте.
Вполне естественно, что все проблемы, характерные для системы повышения квалификации работников высшей школы, затрагивают и специалистов, обеспечивающих подготовку учителей технологии и предпринимательства.
Подготовка специалистов по специальности «Технология и предпринимательство» осуществляется, как правило, на соответствующих факультетах педагогических вузов и предполагает решение общих проблем в области развития высшего технологического образования. При этом каждый факультет имеет свои индивидуальные особенности. Значительную роль в решении общих проблем подготовки учителей технологии и предпринимательства играет учебно-методическая комиссия по специальности «Технология и предпринимательство» УМО по педагогическому образованию, но вопросы повышения квалификации руководителей и специалистов в области высшего технологического образования не входит в сферу её деятельности.
Повышение квалификации по любой очной форме продолжительностью не менее 72 часов для всех категорий работников факультетов технологии и предпринимательства осложнено целым рядом факторов, которые, с одной стороны, являются общими для всех специальностей и направлений, а с другой – наиболее свойственны только этим факультетам.
1. Необходимым условием функционирования современной внутривузовской системы повышения квалификации является непрерывность ее работы для обеспечения преподавательскому составу возможности, постоянно повышать свою квалификацию, что в рамках существующей системы Рособразования в принципе не осуществимо.
2. Географическая разобщенность факультетов, расположенных по всей территории Российской Федерации, предполагает обязательный выезд одного или нескольких сотрудников в командировку на срок не менее двух недель, а это не всегда удобно с точки зрения организации учебного процесса.
3. Фактор географической разобщенности вызывает дополнительные сложности при организации повышения квалификации руководителей факультетов и кафедр, поскольку круг их интересов охватывает как проблемы управления и организации работы подразделений, так и обычные вопросы повышения квалификации по преподаваемым ими дисциплинам. Однако, в силу выполняемых руководящими работниками функций, их длительное отсутствие на факультетах может негативно сказаться на организации учебного процесса.
4. Учитывая, что такое узкоспециализированное по составу участников и формату проблем мероприятие не входит в существующую систему повышения квалификации Рособразования (то есть отсутствует бюджетное финансирование), возникают дополнительные финансовые трудности.
5. На настоящий момент в принципе отсутствуют организационные структуры, которые могли бы взять на себя роль центра повышения квалификации для факультетов технологии и предпринимательства, сформировать эффективно действующую систему повышения квалификации и способные гибко, оперативно и эффективно реагировать на потребности рынка образовательных услуг в этом направлении.
6. Система повышения квалификации должна обладать достаточной мощностью, то есть иметь пропускную способность, обеспечивающую в идеале возможность повышения квалификации всем желающим по всем интересующим их вопросам в удобные для обучающихся сроки, а это представляется недостижимым при выполнении хотя бы основных требований к системе при очной форме повышения квалификации.
7. Набор дисциплин специальности «Технология и предпринимательство» достаточно широк, и, как правило, складывается ситуация, когда по блокам дисциплин предметной подготовки и дисциплин специализации один человек ведет несколько разноплановых курсов, что предполагает дополнительные сложности.
По нашему мнению, решить многие из вышеизложенных проблем можно, создав инновационную систему повышения квалификации руководителей (деканы факультетов и заведующие кафедрами) и специалистов (профессорско-преподавательский состав) факультетов технологии и предпринимательства на базе дистанционно-очного центра, действующего совместно в двух или трех вузах с участием УМК по специальности «Технология и предпринимательство» УМО по педагогическому образованию. Для этого представляется необходимым на основе системного и стратегического подхода создать модель системы повышения квалификации, выстроить схему ее работы, разработать программы и другие методические материалы, обеспечить функционирование системы и решить еще целый ряд вопросов. Вполне очевидно, что решение этой задачи представляет непростую научную и практическую проблему. Однако создание такой системы позволит факультетам повысить эффективность своей работы в условиях модернизации высшего профессионального образования и обеспечить повышение качества подготовки специалистов в области высшего технологического образования.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=514&Itemid=28 |