В современном обществе уровень интеллектуального развития его членов становится стратегическим ресурсом, важнейшим фактором развития экономики. Однако сегодня все отчетливее обозначается несоответствие между возрастающей сложностью мира и готовностью человека ориентироваться в новых условиях жизни. Это обстоятельство не может не придавать нового статуса образованию и предъявляет к нему новые требования.
Объективные факторы развития современной цивилизации обозначили существование проблемы подготовки выпускника образовательного учреждения, обладающего достоинствами, которые позволяли бы ему адекватно и разумно реагировать на любые изменения, происходящие в окружающем его социуме. Но как сформировать такие качества личности, как способность к множественным выборам, адаптивность к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, ответственность и инициативность, как сформировать определенные компетенции? Такие вопросы стоят перед современной педагогической наукой, а их решение позволит педагогам сформировать у молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, систему ценностей и фундаментальных знаний и умений, которые помогут им состояться в профессии, тем более что спектр профессий существенно расширился, и эта тенденция, по мнению социологов, сохранится в ближайшем будущем.
Обновление содержания технологического образования в России связано не только с изменением социально-экономических условий в стране, но отражает и общие тенденции развития образования во всем мире. Эти тенденции обусловлены тем, что в условиях революционных темпов обновления знаний, техники и технологий, форм организации труда, скорость их изменений стала опережать динамику смены поколений людей. Это привело к необходимости постоянного изменения содержания, направленности, характера профессиональной деятельности. Вот почему важно успеть принципиально изменить парадигму трудового образования, завершающим и важнейшим этапом которого становится профильное обучение учащихся старших классов.
Существующее на сегодняшний день ослабление технологической подготовки школьников противоречит требованию технологического перевооружения производства в нашей стране и подготовки кадров в системе профессионального образования для обслуживания современной производственной и военной техники. По мнению ведущих ученых, работающих над содержанием образовательной области «Технология», в перспективе представляется целесообразным сохранить оправдавшие себя в XX в. в нашей стране два приоритетных направления трудовой, а позднее технологической подготовки школьников: «Техника и техническое творчество» (технический труд) и «Культура дома и декоративно-художественное творчество» (обслуживающий труд) [1].
Вместе с тем представляется перспективной разработка единой интегрированной программы технологической подготовки школьников, включающей основные элементы двух вышеуказанных направлений. При этом все разделы «Технологии», начиная со средней школы, должны иметь компьютерную поддержку: компьютерные тесты и моделирующие программы, облегчающие решение возникающих практических задач.
В процессе освоения содержания образовательной области «Технология» зачастую невозможно или слишком сложно моделировать технологические и производственные процессы. Для решения этой проблемы необходимо применение соответствующего программного обеспечения, позволяющего школьнику в сотрудничестве с учителем осуществлять проектирование, моделирование объектов труда и процессов их изготовления в виртуальном пространстве. К сожалению, для «Технологии» нет пока разработок специализированных программных продуктов, а те, что самостоятельно подбираются преподавателями с учетом изучаемых тем (например, AutoCAD, 3D-Max Studio), не адаптированы для проведения занятий.
Однако разумное сочетание различных видов технологий с информационными позволяет говорить об информационно-технологическом направлении в образовательной области «Технология». Здесь компьютер выступает как источник знаний (технология получения знаний); инструмент поиска информации; инструмент технологической деятельности, направленной на создание информационных объектов (описательная, дизайнерская часть проектов); инструмент технологической деятельности, связанной с созданием материальных объектов (системы автоматизированного проектирования, робототехника, станки с ЧПУ).
Указанные перспективные направления развития образовательной области «Технология» определяют содержание подготовки будущих учителей технологии на компетентностной основе, в том числе и для реализации профильного обучения.
Педагогический анализ существующих компетентностных моделей образования Дж. Равена [2], Э. Ф. Зеера [3], Н. В. Кузьминой [4], А. М. Новикова [5], М. А. Чошанова [6] и специфики профильного обучения позволил выявить содержание профессиональной компетентности учителя технологии для реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе, включающее, по нашему мнению, совокупность следующих компетентностей:
1. Педагогического проектирования и вариативного представления содержания учебного предмета на предпрофильном и профильном уровнях (включая умение представлять содержание учебного предмета на различных уровнях сложности).
2. Проектирования педагогических технологий.
3. Проектирования контекста педагогической деятельности.
Представленное содержание послужило основой проектирования модели формирования профессиональной компетентности у студентов педагогических вузов к реализации технологического профильного обучения.
Основной целью этой модели является организация учебного процесса, позволяющая развивать познавательный интерес, индивидуальные возможности и способности обучаемых, обеспечивать индивидуализацию обучения, самостоятельность и, в конечном итоге, способствовать формированию проектной культуры будущего педагога как составляющей профессиональной компетентности учителя профильного обучения.
Представленная компетентностная модель будущего учителя технологии решает задачи формирования у студентов технологической, информационной, профориентационной компетентности, а также компетентности в области педагогического проектирования.
Результатом формирования технологической компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе является появление у студентов соответствующих компетенций: технологического проектирования, вариативного представления учебного материала в зависимости от направления технологической подготовки, проектирования системы диагностических процедур.
Результатом формирования компетентности будущего учителя технологии в педагогическом проектировании является появление у студентов соответствующих компетенций: проектирования индивидуальной образовательной траектории учащегося, проектирования содержания элективных курсов и технологии их освоения, использования стимулирующих возможностей дизайн-проектирования.
Результатом формирования информационной компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе является появление у студентов соответствующих компетенций: поиска и рационального использования информации (включая критическое отношение к ней), проектирования и осуществления дистанционной формы обучения на основе гипертекстовых и модульных технологий, компетенция в работе с системами машинной графики.
Результатом формирования профориентационной компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе является появление у студентов соответствующих компетенций: отображения процесса и содержания будущей профессиональной деятельности в содержании учебных курсов, осуществления фасилитационной функции педагогического взаимодействия, осуществления профессионально-педагогической диагностики учащихся, тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения школьников.
Разработанная нами и внедренная на факультете технологии и предпринимательства ТГПУ педагогическая модель отражает цели, задачи, принципы, содержание и организацию учебного процесса, позволяющие развивать познавательный интерес, индивидуальные возможности, способности и профессионально важные личностные качества студентов, обеспечивать индивидуализацию обучения, самостоятельность, т.е. способствовать эффективному формированию профессиональной компетентности учителя технологии.
Литература
1. Хотунцев, Ю. Л. Пути совершенствования концепции и программ образовательной области «Технология» / Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. – № 1. – 2008. – С. 57–61.
2. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен / пер. с англ. – изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 142 с.
3. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд. Центр ЕПУ, 1998. – 197 с.
4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990. – 119 с.
5. Новиков, A. M. Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков. – М., 2000. – 71 с.
6. Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. – №2. – 1997. – С.21–29.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=546&Itemid=28 |