Для совершенствования технологической подготовки учащихся в школе, повышения их интереса к обязательным занятиям и внеклассным (внешкольным) мероприятиям учителя технологии, руководители кружков, классные руководители и другие педагоги, которых действительно волнуют проблемы становления подрастающего поколения, постоянно ищут и находят новые или частично обновленные формы, приёмы и средства обучения. К сожалению, пока не все эти находки получили необходимое и всестороннее научно-теоретическое обоснование в педагогических трудах ведущих учёных.
Поэтому предлагаемые нами ниже материалы можно условно считать нетрадиционными, т.к. они являются достоянием отдельных педагогов и ещё не вошли в массовую школьную практику. А среди уже изданной и достаточно известной специалистам методической литературы отсутствуют пособия (книги, брошюры и т.п.) с соответствующим содержанием, которые можно было бы успешно использовать в процессе технологической подготовки учащихся.
Как показывает школьная практика, нетрадиционным в работе с учащимися является использование различных занимательных, игровых материалов: технических загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов, омонимов, криптограмм, логогрифов, метаграмм и других оригинальных головоломок. Все они или большинство из них могут использоваться как на обязательных занятиях в школе или в учебном комбинате, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, во время самостоятельной работы дома. Например, на уроке они могут быть предложены учащимся при повторении пройденного материала, проверке домашнего задания, закреплении новых теоретических сведений и др. В зависимости от целей и задач, имеющегося времени учитель сам лично решает, как, где, когда и что следует использовать из заданий занимательного характера.
Значительно большие возможности для применения нетрадиционных средств в школе создаются при организации различных видов внеурочной работы с учащимися: технических утренников и вечеров, устных журналов, турниров, конкурсов, олимпиад, тематических классных часов, во время выпуска предметных настенных газет, бюллетеней и т.д. Отдельные примеры их использования можно найти в трудах И. П. Арефьева (Россия), А. А. Деркачёва (Беларусь) и других педагогов.
Для того чтобы достаточно эффективно внедрять нетрадиционные средства в учебно-воспитательный процесс школы, учителю необходимо знать их сущность (содержание, особенности), уметь самостоятельно их разрабатывать и использовать в различных педагогических ситуациях. Создание подобных материалов требует активной творческой умственной деятельности от их разработчиков. Поэтому вначале нужно хорошо подготовить учителя к работе с такими нетрадиционными средствами, чтобы потом он смог свои идеи и находки внедрить в учебно-воспитательный процесс школы и научить детей творить по заранее определённым законам, правилам и приёмам.
При подготовке будущих учителей технологии на занятиях по методике преподавания технологии в Мозырском госпедуниверситете все они в дополнение к основной программе обучаются разработке и использованию занимательных, игровых материалов. Для этого на кафедре методики технологического образования для студентов составлены специальные задания, которые выдаются им как один из видов самостоятельной работы. Например, студенты в соответствии со своим индивидуальным вариантом вначале подбирают в словарях и учебных пособиях для учащихся технические термины, понятия, определения, а после используют их при разработке чайнвордов, кроссвордов, анаграмм, метаграмм, логогрифов и других перечисленных выше головоломок.
В качестве методической литературы студентам для работы предлагаются написанные нами и опубликованные в журнале «Школа и производство» соответствующие статьи [1–6], а также и специальные, изданные в нашем университете, сборники технических загадок, технических кроссвордов, чайнвордов и ребусов и др. В этих пособиях даются конкретные рекомендации по разработке и использованию нетрадиционных средств.
Процесс обучения студентов работе с занимательными, игровыми материалами завершается на пятом курсе, где для них дополнительно введен спецкурс «Занимательные материалы в трудовой подготовке школьников». На занятиях по спецкурсу будущие учителя внимательно изучают все предлагаемые им материалы, анализируют их содержание, структуру, особенности разработки и использования в определённых ситуациях педагогической действительности. На основании имеющихся готовых наборов нетрадиционных материалов студенты учатся их улучшать, совершенствовать или предлагают (создают) собственные. При этом у них есть широкие возможности для развития творческих способностей, выражения своих мыслей и суждений.
Наш многолетний опыт работы свидетельствует о том, что учитель, который сам хорошо знает виды и особенности различных нетрадиционных средств, может успешно использовать их не только в своей непосредственной работе с учащимися на уроках или внеклассных мероприятиях, но и обучить последних создавать что-то подобное. Для учащихся заранее готовятся специальные задания по разработке и использованию словесных и других головоломок и выдаются им во время проведения различных мероприятий или изучения соответствующих тем программы.
Таким образом, практика использования занимательных, игровых материалов в работе с учащимися в школе всё более приобретает целенаправленный технико-технологический смысл, готовит их к будущей самостоятельной творческой деятельности. Она свидетельствует об их достаточно значительной учебно-воспитательной эффективности и позволяет пополнить перечень известных в педагогике форм, методов и средств обучения технологии новыми, нетрадиционными.
Литература
1. Юдицкий, В. А. Ребусы в подготовке школьников к труду / В. А. Юдицкий //Школа и производство. – 2002. – №1. – С. 71–75.
2. Юдицкий, В. А. Технические загадки на уроках технологии / В. А. Юдицкий //Школа и производство. – 2002. – №3. – С. 19 – 21.
3. Юдицкий, В. А. Технические чайнворды в изучении технологии / В. А. Юдицкий //Школа и производство.– 2002.– №7.– С. 55–57.
4. Юдицкий, В. А. Технические кроссворды /В.А. Юдицкий //Школа и производство.– 2002.– №8.– С. 20–23.
5. Юдицкий, В. А. Головоломка «Крепёжные изделия» /В. А. Юдицкий //Школа и производство.– 2008.– №2.– С. 55.
6. Юдицкий, В. А. Головоломки / В. А.Юдицкий // Школа и производство.– 2008.– №4.– С. 51–53.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=556&Itemid=28 |