Тенденция технологизации образования имеет глобальный характер и направлена на повышение эффективности образовательных систем и уменьшение затрат на достижение результатов. Проблемы образования, относящиеся по содержанию и технологии к учебной деятельности не разрешимы без адекватного инструментально-дидактического обеспечения особенно при освоении профессионального стандарта образования, к которым относится предметная область «Технология». Новаторский подход к проектированию и моделированию образовательных систем, основанный на принципах целостного представления объекта проектирования и изучения, как императив познавательной деятельности, позволяет максимально деперсонифицировать образовательную технологию, избежать детализации, дискриминирующей преподавателя. Следует также учитывать при моделировании образовательных систем фактор многослойности и трудоемкости решения проблем технологизации образования. Так, при рассмотрении координаты микро-проблем практической педагогики в процессе проектирования возникают сложности решения проблем системной стандартизации, разно-уровневой подготовки учащихся, конструирования экспериментальных тем и разделов, не поддержанных специальными дидактическими инструментами. Перечисленные проблемы еще более актуальны для преподавателей «Технологии» из-за отсутствия у них систематической подготовки в области психологии, педагогики и технологии подготовительной обучающей деятельности. При выборе модели образовательного процесса следует учитывать особые дидактические структуры - технологические регуляторы, которые в силу высокой степени обобщенности должны иметь каркасный характер, определять существенные свойства проектируемых элементов и в то же время допускать вариативность применения.
Высокая степень формализации педагогических параметров предметной области «Технология» дает шанс на создание образовательных систем, построенных на адекватных моделях с прогнозируемыми результатами процесса. По нашему мнению, признаками такой модели должны быть математическое представление структурных детерминизированных параметров, оптимизирующих образовательный маршрут. По учету временных зависимостей модель должна быть динамичной, по уровню интеграции - универсальная макромодель. Наиболее подходят для реализации данных признаков методы оптимизации при бесконечном плановом периоде в теории динамических оптимизационных моделей (например модель управления запасами в экономике). В таких моделях образовательные маршруты представляются сетью, рассчитываемой методом интеграции по стратегиям, представляющих формализованные педагогические параметры, адекватно отражающих учебную эффективность.
Педагогическое прогнозирование результатов прохождения образовательных маршрутов должно осуществляться по признаку изменения предметной траектории учащегося (ЗУНов), базирующихся на мониторинге педагогического и психологического состояния образовательной системы. Мониторинг учебной эффективности, основанный на валидных и надежных тестах, сведенных в технологические матрицы, основанием для сравнения которых служат статистические нормы, необходимый инструментарий формализованных методов педагогического прогнозирования при оценке перспектив получения заданного учебного результата. В этом случае данные образовательного мониторинга в виде условных стандартных оценок предполагают следующую структуру действий в прогнозном блоке управления качества образования на любом образовательном маршруте: 1. Определение входной информации по каждому участнику (педагогическую траекторию предыдущего обучения). 2. Общие рекомендации по выбору образовательного маршрута. 3. Прогноз на весь период обучения, включая эффективность деятельности преподавателя.
Выбор образовательных маршрутов, базирующихся на технологии PL, осуществляется с учетом предметных траекторий участника, а также общего параметра всех маршрутов - времени обучения. Как известно, время обучения часто ограничено стандартами программы, поэтому резервы увеличения длины маршрута имеются только в интенсивной организации самостоятельной работы учащихся.
Предлагаемые концепции моделирования образовательных маршрутов одно из направлений технологизации образования по совершенствованию учебной деятельности учащихся и студентов, обучающей деятельности преподавателя. Технологизация образования всегда опирается на адекватную информационную модель образования, включающую «технологическую память» и технологические регуляторы - модули, модели и другие инструменты, с помощью которых реализуются технологии обучения и проектирования. Данная работа - наш скромный вклад в концепции моделирования образовательных маршрутов, а конкретное содержание всех направлений разрабатывается в лаборатории «Технологизации образования» при БПГУ.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=308 |