В ежегодных Посланиях Президента Н. А.Назарбаева народу Республики Казахстан традиционно уделяется большое внимание вопросам, волнующим работников сферы образования. Нынешний программный документ, как элемент Стратегий развития Республики Казахстан до 2030 года, вдохновил нас перспективами развития современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров [1]. В последние годы, как мы замечаем, все больше и больше внимания уделяется системе образования, и она претерпевает существенные изменения.
Необходимо подчеркнуть, что Министерство образования и науки республики, ученые и педагоги делают все возможное, чтобы образование нашей страны вошло в мировое образовательное пространство.
В этом плане можно назвать Проект «Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации», опубликованный министерством образования и науки Республики Казахстан, который является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития педагогического образования Республики Казахстан [2]. Данная концепция разработана в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в сфере образования Республики Казахстан, а именно, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан до 2010 г., Посланием Президента Республики Казахстан Н. А.Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире», также учтены рекомендации Конвенции по техническому и профессиональному образованию, Декларации Всемирной конференции по высшему образованию, Совещания министров образования Европейских стран в Болонье, рекомендации ЮНЕСКО по непрерывному образованию.
В разработку этой концепции огромный вклад внесли ученые Казахского национального педагогического университета имени Абая.
В проекте указывается, что «ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог – компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию».
Целью педагогического образования на разных его этапах должно стать содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления общего 12-летнего образования. Реализация данной цели определена в Послании Президента Н. А.Назарбаева: «Для тех, кто желает получить высшее образование, должны быть выработаны предложения по 12-летнему обучению» [1].
Обострившиеся проблемы в педагогическом образовании страны, необходимость повышения качества подготовки педагогических кадров требуют его реформирования в соответствии с тенденциями мирового образовательного пространства в контексте устойчивого развития общества. «Реформа образования, – указал Президент страны в своем Послании, – это один из важнейших инструментов. позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана» [1].
В проекте Концепции сформулированы следующие положения, которые являются основными в разработке содержания и реформирования структуры профессионального педагогического образования. Среди них – непрерывность профессионально-педагогической подготовки личностно-ориентированного характера.
Личностно-ориентированное образование – это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты. Целью образовательного процесса является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий ребенка.
Для осуществления непрерывности профессионально-педагогической подготовки личностно-ориентированного характера молодежи необходима разработка соответствующей модели школы.
В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Во-первых, она предоставляет большую свободу выбора ребенку в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласует свои приемы и методы работы с когнитивным (познавательным) стилем обучения ребенка [3].
Как нам представляется, наименее разработанным в педагогической практике на данный момент является уровень стратегий и способностей ученика.
В рамках городской экспериментальной площадки по разработке личностно-ориентированного образования на базе школ № 38, 45, 50, 64 и 65 г. Шымкента, мы большое внимание уделяем именно выявлению, описанию, обобщению и внедрению в опыт преподавания успешных мыслительных и поведенческих стратегий учащихся. Мы полагаем, что их мыслительные стратегии должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.
В качестве иллюстрации приведем такой пример: учитель технологии труда в процессе обучения художественному труду заметил, что при просмотре конкретной трудовой операции, когда учитель дает вводный инструктаж, дети используют несколько стратегий, а именно:
– одни смотрят трудовые операции и слушают речь учителя, концентрируя свое внимание на тех словах, которые им незнакомы;
– другие ученики фокусируются только на тех словах, которые они уже знают, пытаясь на этой основе найти общий смысл речи учителя;
– другая часть детей обращает внимание на те операции, которые им уже известны из жизни, практики (из наблюдений за деятельностью родителей, мастеров, которые выполняли те или другие трудовые операции).
Если учитель технологии будет учитывать эти три различные стратегии, это может помочь ему изменить способ обучения и создать дидактический материал, способствующий достижению большей эффективности. Отметив, что третья стратегия является более успешной, учитель может разработать специальный способ развития у детей данной стратегии, обсуждая ее по шагам и разделяя на более мелкие фрагменты. Таким образом, у детей появляется еще одна новая стратегия действий.
Опыт показывает, что способности и стратегии связаны между собой деятельностью и действиями. В методологическом смысле мы опирались на позицию Б. Г. Ананьева, который выделял четыре уровня деятельности:
1. Целостная деятельность как исторически сложившаяся система программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества.
2. Отдельный акт действия, включающий в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения.
3. Макродвижения, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия.
4. Микродвижения, из которых строятся макродвижения [4].
Первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта, социального существа, как личности. Два последних уровня определяют деятельность человека, прежде всего, как природного существа, индивида.
Таким образом, на основе проведенного нами анализа можно сделать следующий вывод. В настоящий момент в теории образования сложилось два основных подхода к разработке личностно-ориентированного образования: личностно-культурологический (Е. В. Бондаревская) и субъектно-личностный (И. С. Якиманская), которые не противоречат друг другу, а скорее могут взаимно дополняться.
Анализ практики работы школы показал, что большая часть педагогов, используя в своем лексиконе понятие «личностно-ориентированное образование», не может определить его сущность и отличить от индивидуального подхода. Только незначительная часть учителей действительно разнообразными способами умеет мотивировать учащихся. Многие из педагогов сознательно не задумываются о последовательности дидактических единиц при подготовке к уроку, используя при этом в большей степени индуктивный подход, где полностью отсутствует анализ внутренних структур познавательной деятельности: как учащиеся выполняют упражнения, творческие работы, самостоятельно проверяют контрольные работы, применяют правила и т. п., таким образом, оставаясь в парадигме знаний, умений и навыков; практически отсутствует личностно-ориентированная направленность оценки результатов обучения и подведения итогов.
Разработанная нами структура личностно-ориентированного урока, которая в значительной мере способствует формированию познавательной деятельности учащихся на основе учета их субъектного опыта, легко применима в практике работы массовой школы и способна сместить технологические приоритеты в работе учителя от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной.
Проведенное нами исследование показывает, что развитие обучающего стиля учителя в модели личностно-ориентированной школы является одной из самых актуальных практических проблем, так как реформирование системы образования невозможно без реализации личностно-ориентированной технологии образования на микро- и макроуровнях, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждому ученику и формирующей активную личностную позицию в дальнейшей самостоятельной жизни.
Разработанные нами личностно-ориентированные микротехнологии являются универсальными по отношению к содержанию образования, о чем свидетельствует их успешное использование в обучении художественному труду, изобра-зительному искусству, технологии труда, физике.
Литература
1. Назарбаев, Н. А. Стратегия развития «Казахстан-2030»: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. – Астана, 1997.
2. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан. Проект // ²Казахстанская правда². – 18 июля 2006 г.
3. Саипов, А. Профессиональная подготовка учителя труда в условиях рыночной экономики. Учащаяся молодежь и рынок / А. Саипов // Сб. материалов Межд. научно-практ. конференций в г.Бресте 27–29 октября 1992., – М., Ротапринт типографий НИИ труда, 1992. –С. 244–245.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 154 с.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=550&Itemid=28 |