Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Сафари

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Подготовка учителя в колледже, вузе » Материалы конференций

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В последнее время все более отчетливым становится процесс смены приоритетов в использовании компьютера в системе образования: его роль объекта изучения уступает первое место роли средства обучения, исследования, создания информационного продукта. Способствует этому развитие дружественного пользовательского интерфейса ПК, расширение его мультимедийных возможностей, интеграция с системами телекоммуникаций. Качественное и количественное расширение рядов пользователей компьютера в системе образования актуализирует вопросы о его роли, месте, значении в учебном процессе, оправданности и приоритетах использования новых информационных технологий в качестве средства обучения. 

Абстрактная дидактическая целесообразность исходит из общезначимой дидактической ценности новых информационных технологий и основывается на очевидных достоинствах учебного компьютера в процессе обучения. Осознание дидактических преимуществ новых информационных технологий перед традиционными средствами обучения (при соответствующей организационно-методической обеспеченности учебного процесса) подвигает к выводу о безусловной ценности учебного компьютера и формирует соответствующие этому представлению ожидания. При этом игнорируется целый ряд значимых для дидактической эффективности параметров, таких, например, как фактор новизны, который может быть исчерпан в короткое время. Не входит в оценку увлеченность и активность преподавателя, использующего новые информационные технологии и т.п. Главное в такой позиции – игнорирование реальных социальных условий, в которых находится педагогическая система, будь то система образования страны в целом или отдельный предметный курс. 

Формально можно выделить три дидактических уровня использования информационных технологий в педагогическом образовании в соответствии с этапами их собственного развития: 

· уровень решения традиционных педагогических задач; 

· уровень решения новых задач, обусловленных информатизацией общества; 

· уровень создания новой парадигмы педагогического образования. 

  

Качественное наполнение каждого из указанных уровней осуществляется в результате анализа последовательностей формирования базовых компонентов педагогической системы: общественное бытие – социальный запрос – дидактическая задача, объект изучения – изучаемый предмет – учебное содержание и т.д. 

Оптимальные методы обучения на первом уровне преимущественно ориентированы на живое непосредственное общение с преподавателем и использование печатного учебника. Включение в учебный процесс информационно-технических систем, как правило, имеет чисто внешний, вспомогательный характер наглядно-иллюстративной демонстрации. Сами эти средства по возможности выводятся из сферы внимания учащихся, которое концентрируется только на получаемом с их помощью экранно-звуковом эффекте. В немалой степени этим обусловлен невысокий методический уровень большинства современных учебных компьютерных программ. В этой ситуации повышение эффективности учебного процесса от использования информационных технологий, как правило, находится в рамках случайной вариативности мастерства, опыта и ответственности учителя. Ясно, что использование современных компьютеров на этом уровне вряд ли целесообразно в современных условиях. 

Второй уровень связан с использованием ПК как необходимого средства разрешения новых дидактических задач, появившихся в связи с информацизацией общества. Это и задачи непосредственно педагогического характера (например, необходимость формирования адекватных условиям грядущего информационного изобилия (достаточности, избыточности) ценностных ориентаций), и задачи внесения новых элементов содержания в предметные курсы (вопросы компьютерной графики, телекоммуникаций, компьютерной обработки текста, компьютерной математики и т.п.). Сами средства обучения на этом этапе понимаются в качестве информационной модели не только определенного предметного, но и педагогического опыта, в силу исключительности которого только и может быть, безусловно оправдано использование новых информационных технологий на занятиях. Отсюда следует и то, что новые информационные технологии станут современными средствами обучения, решения актуальных педагогических проблем только тогда, когда в них будут смоделированы адекватные последним способы деятельности по усвоению того конкретного материала, который отражается в содержании их носителей информации. 

Третий уровень, безусловно, включает в себя оба предыдущих и должен сохранять преемственность с педагогической традицией. В технико-технологическом плане он основывается на развитии всей компьютерной инфраструктуры. Понятие о новой методологии подразумевает переход системы образования на новую концептуальную модель постановки и решения педагогических задач, соответствующую новым реалиям информационного общества. 

Практическая реализация такого перехода может быть начата на базе высшей школы, там, где есть для этого необходимый материально-технический и кадровый потенциал. 

  

Литература 

1. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. пособие. – М.: Русская Редакция, 2004. 

2. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы / составитель: Г. А. Кручинина. – Нижний Новгород, 2000. 

3. Афонин, А. Ю. Образовательные интернет-ресурсы / А. Ю. Афонин, В. Н. Бабешко, М. Б. Булакина и др. / под. ред. А.Н. Тихонова и др. – М.: Просвещение, 2004. 

 



Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=519&Itemid=28
Категория: Материалы конференций | Добавил: AOV (14.08.2009)
Просмотров: 1746 | Теги: материалы конференций | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru