В настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании является развитие новой формы организации учебного процесса, базирующейся на самообучении учащегося – дистанционное образование (ДО). Особенно актуальной становится проблема внедрения дистанционной формы обучения в рамках подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.
Современный рынок образовательных услуг предлагает инновационный метод повышения квалификации посредством дистанционного образования. На сегодняшний день практически при каждом высшем образовательном учреждении открыты центры дистанционного образования. Проводился анализ тех Центров (ДО), в которых предлагаются курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Анализ деятельности большинства центров ДО помог выявить следующее:
1) преимущества обучения в центрах дистанционного образования:
– доступность (возможность обучаться с любым независимо от имеющегося уровня образования);
– личностно-ориентированный подход к обучению (учитывается стиль обучения, привычки, опыт и знания, возраст обучающегося);
– достаточно высокая гибкость учебного процесса, а именно: выбор слушателем удобного времени и места для обучения без отрыва от производства, индивидуального темпа обучения;
– модульный подход к обучению: возможность конструирования индивидуальных учебных программ в соответствии с интересами, потребностями и требованиями карьеры конкретного обучающегося;
– параллельность обучения (возможность обучаться одновременно с учебой, а также при совмещении с профессиональной деятельностью без отрыва от производства);
– экономическая эффективность: меньшие затраты денег, времени и других ресурсов, необходимых обучающемуся для достижения поставленного результата;
– массовость (возможность охватить большое количество обучающихся);
– дальнодействие: при условии качественной работы связи, расстояние не является препятствием для эффективного образовательного процесса;
– повышение у обучающихся уровня компетентности в сфере новых коммуникативных и информационных технологий, являющихся базой в процессе дистанционного обучения;
2) некоторые особенности организации учебного процесса:
– обязательная регистрация обучающихся на сервере Центра ДО. Является необходимой для получения обучающимися открытого доступа ко всем учебным разделам Центра ДО, учебно-методической документации, символизирует начало обучения. После заполнения регистрационной формы обучающемуся на электронный ящик высылается логин (имя пользователя) и пароль для входа в систему ДО).
– наличие у обучающегося электронного ящика, на который высылается вся необходимая учебно-методическая документация (учебно-методические пособия, контрольные тесты, тренинги, практические упражнения и т.п.). Очевидно, что предполагается умение обучающимися работать с электронной почтой. Хотя в некоторых Центрах ДО допускается отправка учебно-методических комплектов посредством обычной почты, что в свою очередь является неудобством (дополнительные расходы на почтовые переводы, бумагу и т.п.);
– для получения слушателями дополнительной консультации предусмотрено вопросно-ответная форма посредством форума, чата, электронной перепискм с преподавателем курса;
3) недостатки работы современных центров ДО:
– наличие у обучающихся начальных навыков работы в Интернет, с электронной почтой;
– высылаемые материалы содержат большое количество страниц, для изучения которых уходит немало времени. Как правило, материалы посылаются в архивах, а значит, обучающемуся необходимо уметь работать с ними;
– ограниченная возможность консультирования. Предусмотренные вопросно-ответные формы дискуссии имеют ряд недостатков: форму и чат возможны лишь при участии преподавателя; электронная переписка увеличивает временные рамки;
На случай самообразования в Интернете имеются сервера с информационно-образовательными ресурсами, так называемые «виртуальные библиотеки». Большинство из них снабжены системой навигации по категориям, разделам, перечню книг. Книги могут находиться как в полнотекстовом режиме (электронные издания), так и в архиве. Имеется встроенная система поиска на сайте библиотеки и других сайтов, работающая с поддержкой таких поисковых серверов, как Google.ru, rambler.ru, search.ru и т.д. Поиск ведется по ключевым словам, задаваемым пользователем, в некоторых библиотеках есть возможность указания конкретных критериев поиска (например, автор, год издания и т.п.). Результаты поиска выдаются в виде списка ссылок на сайты, содержащие запрашиваемую информацию, или в виде перечня книг с указанием автора, названия и года издания.
Выводы:
1. Наиболее распространенными моделями дистанционного образования являются: интеграция очной и дистанционной форм обучения; сетевое обучение и кейс-технологии.
2. Предлагаемые курсы носят, как правило, широкопрофильный характер: позволяют обучать преподавателей различных дисциплин. Для углубленного изучения какой-либо темы слушатель может задать вопросы преподавателю с помощью off- или online-технологий, однако, опять же в рамках тематики курса обучения.
3. Большинство электронных учебников, используемых в обучении, не отвечают требованиям, предъявляемым к ЭУ и электронным учебным пособиям. Их можно охарактеризовать как электронные издания.
4. Система ДО эффективна и удобна для тех, кто желает получить новые знания, повысить свою профессиональную компетентность и по окончании обучения получить соответствующий документ.
5. Все имеющееся на сегодняшний день дистанционное образование является платным. Цены абсолютно разные. Одним из преимуществ дистанционного образования является экономическая эффективность. Однако не во всех Центрах ДО такая картина, встречаются и такое обучение, стоимость которого немного превышает стоимость очного, а тем более заочного, обучения иркутских вузов.
6. Имеющиеся виртуальные библиотеки не дают исчерпывающей информации на запрос пользователя. А зачастую, чтобы пользоваться услугами таких библиотек, нужно иметь авторизацию на соответствующем сервере.
7. На сегодняшний день фактически нет сервера для обеспечения личностно-профессионального роста педагогов посредством самообразования, оказывающего помощь в консультировании по конкретному (узкому) вопросу профессиональной деятельности конкретного пользователя без прохождения курсов обучения.
Исходя из вышесказанного, мы видим перед собой актуальную задачу в создании информационно-ресурсного сервера для обеспечения личностно-профессионального роста педагогов. Пока планируется охватить узкую категорию педагогов, а именно: психологов, воспитателей, преподавателей, работающих с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения, с детьми девиантного поведения, специалистов органов управления, преподавателей учебных заведений, занимающихся их подготовкой и повышением квалификации, студентов, учащихся специальных учебных и воспитательных учреждений, воспитанников детских домов и школ-интернатов. На наш взгляд, этот сервер должен обладать свойствами:
· общедоступностью: любой преподаватель может получить консультацию в любое время;
· легкоуправляемым интерфейсом;
· исчерпывающей полнотой полученных ответов на запрос слушателя;
· оперативностью получения ответа.
Литература
1. Полат, Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е. С. Полат // Информатика и образование. – №4. – 2005. – С.25–33.
2. Полат, Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е. С. Полат / Информатика и образование, № 5. – 2005. – С.18–22.
3. Теория и практика дистанционного обучения / под ред..С.Полат. –М., 2004.
4. Канаев, В. И. Дистанционное обучение: технологические аспекты / В. И. Канаев. – М., 2004.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=541&Itemid=28 |