Одно из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» - развитие учительского потенциала. О том, какими должны быть современные учителя и как их нужно готовить, в интервью РИА Новости говорит директор Института содержания образования Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), академик РАО Владимир Шадриков.
- Владимир Дмитриевич, каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель?
- Он должен обладать общей культурой и любить свою работу, но самое ценное его качество – способность разбудить в ребенке желание учиться. Сам по себе ребенок этого не захочет, и учитель должен его мотивировать, а для этого – верить в его творческие способности, ведь неспособных людей нет. Неудача – это повод поискать ее причины и придти к успеху.
Учитель должен чувствовать внутренний мир ребенка, видеть в нем не объект обучения, а субъект, равную себе личность, быть открытым к мнениям других. Он не должен стоять на позиции единственной истины, а если ребенок с ним не согласен, то переубеждать его или наказывать. Так искажается мотивация: школьник будет учиться, чтобы не получить «2», чтобы его не ругали…
И учитель должен владеть методикой: например, суметь поставить перед детьми цель, не смешивая ее с темой урока. Так, одно дело сказать детям, что на уроке они будут читать «Сказку о рыбаке и рыбке», и другое - предложить им назвать черты характеров персонажей. Вот тогда ученик по-настоящему, с интересом включится в работу, начнет сопоставлять, анализировать.
- Придут ли в школы именно такие учителя в ситуации, когда педвузы набирают абитуриентов по остаточному принципу, а в некоторых из них вообще недобор?
- Необходимо создать условия, чтобы в педвузы пошли талантливые абитуриенты. Почему они предпочитают экономические и юридические специальности? Потому что понимают: потом смогут хорошо зарабатывать. В Москве учитель может заработать 30 тысяч рублей и выше, уже есть очередь из желающих работать в школе, но есть регионы, где учителя по-прежнему получают около 5 тысяч рублей. Пойдут ли способные и талантливые дети в педвуз, зная эти «последствия»?
Исследование, проведенное Высшей школой экономики, подтверждает: средние баллы ЕГЭ абитуриентов, поступающих в педвузы, одни из самых низких. Хотя многие ребята желали бы стать учителями и лишь в силу низкой учительской зарплаты выбирают другие профессии.
- Что нужно менять в содержании педагогического образования?
- В его основе должно быть содержание школьного образования, а не университетский курс. Когда-то в нашей стране было обязательным семилетнее школьное образование, для подготовки педагогов достаточно было учительских институтов. Затем, при переходе на всеобщее среднее образование, многие из них были преобразованы в педвузы, взявшие за основу обучения университетские программы. Но последние рассчитаны на подготовку не школьных учителей, а научных и научно-практических работников. В результате педвузы и учителей готовили плохо, и до уровня классических университетов не дотягивали – ведь и с кадрами там проблема, и студенты более слабые.
Конечно, у педагогического и университетского образования должны быть совпадающие части, но во многом они должны отличаться, поскольку решают разные задачи. Педвузы должны закладывать фундамент всестороннего и глубокого видения педагогом содержания школьного учебного предмета. Если студент учится на учителя физики, он сначала должен в совершенстве освоить школьный курс, пусть даже на это потребуется целый семестр, а затем в курсах общей физики, теоретической физики формировать физическое мышление и углубленные знания по разделам физики, связанным со школьным образованием.
Эксперимент, проведенный мной и моими коллегами на базе Ярославского педагогического университета, подтверждает: подготовка учителей на базе школьного образования обеспечивает его лучшее качество. Но наряду с предметной подготовкой обучение в педагогическом вузе предполагает глубокую психолого-педагогическую подготовку, позволяющую эффективно организовать учебно-воспитательную работу.
Этому не учат в классических университетах. И я не разделяю идею о необходимости сохранения ограниченного числа педагогических центров и преобразовании педвузов в факультеты при университетах. Эта мера только ухудшит качество педагогического образования.
- В прошлом году были приняты новые стандарты высшего педагогического образования…
- Основное внимание в них уделено требованиям к структуре образовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. Но министерство должно организовать разработку примерных образовательных программ, чтобы те служили ориентиром для вузов при разработке основных. Пока примерные образовательные программы не опубликованы. В результате вузы остались без рекомендаций по реализации стандарта, а в отсутствии технологий стандарт едва ли будет оказывать серьезное влияние на педагогическое образование.
Материал подготовила Мария Грачёва (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости