С 1 по 3 марта в институте физики,
технологии и информационных систем была проведена II
Международная
научно-методическая конференция «Физико-математическое и технологическое
образование: проблемы и перспективы развития».
В конференции приняли участие около 200
человек из разных городов России, Украины, Белоруссии, Грузии и Вьетнама. Из
них около 100 человек приняли очное участие. 31 участник были учителя физики и
технологии, остальные преподаватели, аспиранты и магистранты классических,
педагогических и технических университетов. Работа конференции была проведена в
соответствии с Программой, одобренной оргкомитетом и программным комитетом
конференции. На
конференции работали 5 секций, круглых
стол: «Современное школьное физико-математическое образование в России и за
рубежом», а так же был проведен мастер-класс, посвященный требованиям к
диссертационным исследованиям по педагогическим наукам.
Всего,
включая пленарное заседание, было проведено 9 заседаний, заслушаны 67 докладов.
На пленарном заседании было заслушано 6
докладов, посвященные вопросам формирования образовательных программ подготовки
бакалавров направления «педагогическое образование», STEM-образованию,
как технологии развития творческих способностей учащихся. Так же были заслушаны
сообщения о 150-летии учебника физики К.Д. Краевича, об однофотонных детекторах из тонких сверхпроводящих пленок NbN и MoSi
и люминесцентной спектромикроскопии одиночных
молекул и полупроводниковых квантовых точек.
На конференции работали следующие секции:
1.
Актуальные
проблемы школьного физического образования.
2.
Актуальные
проблемы школьного технологического образования.
3.
Преподавание
физики, математики, технологии и
астрономии в высшей школе.
4.
Естествознание
в школе и в вузе.
5.
Профессионально-методическая
подготовка учителя физики, естествознания и технологии.
Подводя
итоги своей работы, конференция рекомендует:
1.
В целях совершенствования содержания
подготовки научных и педагогических кадров на основе интеграции достижений
физической науки, инновационных педагогических и информационных технологий и в
целях предотвращения наметившегося катастрофического падения уровня физического
образования необходимо:
·
не допускать исключение курса
теоретической физики из образовательной программы педагогических вузов, так как
это приведет к катастрофическому снижению уровня фундаментальной подготовки
будущих учителей физики;
·
усилить прикладную и профессиональную
направленность курса общей физики для будущих учителей;
·
расширить базовую часть профессионального
цикла стандарта педагогического образования, включив в нее «Физику» как
обязательную дисциплину для студентов математического и естественнонаучных
факультетов, а также дисциплины «Естественнонаучная картина мира» (для всех
профилей) как основы формирования научного мировоззрения современного учителя.
2.
Учитывая значение технологического
образования для решения задач стратегического развития Российской Федерации
целесообразно:
·
сохранить проектноориентированный характер
предмета «Технология» и имеющуюся материальную базу;
·
обратить внимание на реализацию
технологических профилей на старшей ступени общего образования;
·
обеспечить переход к модели профильной
технологической подготовки учащихся 8 – 11 классов, учитывающей потребности
региона в кадрах определенного профиля и уровня квалификации для работы в
современных высокотехнологичных отраслях и производствах;
·
расширить рамки технологической подготовки
на всех уровнях обучения, уделяя внимание вопросам технического творчества,
компьютерного моделирования, графики, дизайна, инженерного черчения и пр. в
рамках факультативов и элективных курсов.
3.
В связи с предполагаемым внедрением
дисциплины «Естествознание» в старшей школе согласно ФГОС С(П)ОО необходимо:
·
провести четкое согласование содержания и
структуры дисциплины специалистами в данной области знаний (учеными,
преподавателями вузов, учителями школ);
·
интенсифицировать процесс разработки
специальной системы учебного эксперимента для дисциплины;
·
организовать широкомасштабную подготовку
учителей естествознания в бакалавриате и магистратуре.
4.
В целях повышения результативности работы
конференции:
·
объединить секции, посвященные проблемам
преподавания физики, естествознания и технологии в школе с секциями,
посвященным проблемам методической подготовки учителей, соответствующих
предметов;
·
организовать на следующей конференции
круглый стол «Подготовка кадров Высшей квалификации педагогического
направления»
·
проводить конференции ежегодно с
чередованием очного и заочного режима (в 2017 г. провести заочную конференцию). |