Госдума приняла закон, из-за которого в России к 2010 году должна полностью измениться традиционная отечественная система образования. Начиная со школы, где обязательным станет 12-летний курс обучения, и заканчивая вузами, которые перейдут на двухуровневое образование - бакалавриат и магистратуру. Это позволит России, подписавшей Болонскую конвенцию, стать полноправным участником единого образовательного пространства в Европе. Еще в конце 70-х годов, когда Европа начала свой путь к объединению, а студенты стали активно путешествовать, вопрос о выработке новых единых правил образования встал в полный рост. Но потребовалось 20 лет, чтобы страны смогли договориться о точных параметрах и начали менять свои устоявшиеся системы образования. Нынешние 15-летние (первое поколение, родившееся уже после распада Советского Союза), став в 2010 году абитуриентами, будут первыми россиянами, для которых откроются двери вузов Европы. Закончил бакалавриат, к примеру, в России и поступил в магистратуру в любой стране Европейского союза - вот один из главных принципов новой системы образования, закрепленной Болонской конвенцией еще в 1998 году. Сейчас под ней стоят подписи около 50 государств. Россия, как и любой другой новичок, взяла на себя обязательство ввести новый единый учебный стандарт: 12-летнее школьное образование, разделение высшего на две ступени и научная деятельность в аспирантуре, после которой присваивается степень доктора. Еще будет обязательной новая единая система оценок, ее назвали академическими кредитами. Кредит каждого студента должен сложиться из определенного числа баллов, которые выставляются за посещаемость лекций и семинаров, своевременное и качественное написание контрольных работ и научную работу. С 1 сентября этого года в России введено всеобщее обязательное 11-летнее среднее образование (которое в перспективе должно стать 12-летним), и теперь вот Госдума приняла закон о разделении вузов на две ступени. Первая - 4-летний бакалавриат - дает базовое высшее образование, выпускает квалифицированных сотрудников, готовых работать на исполнительских должностях в производственной или социально-экономической сфере. Вторая ступень - магистратура (ее еще называют "специалитет") - кует научные кадры. Ее выпускники будут готовы к исследовательско-аналитической деятельности. - Мы начали работать по этой системе еще в 1989 году, первыми из всех вузов, тогда еще советских, - рассказал "Известиям" ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов. - Бакалавры и магистры, получившие дипломы РУДН за эти годы, работают более чем в сотне стран мира. Сегодня мы сотрудничаем с 12 зарубежными университетами. Отучившись 4 года в бакалавриате, их выпускники едут к нам в 2-летнюю магистратуру, а наши - к ним. В итоге у молодого человека на руках два диплома и хорошая гарантия трудоустройства. К примеру, здесь, в Москве, иностранные компании предпочитают брать в штат наших выпускников, а не привозить сотрудников из-за границы. Тем временем кадровый голод - сегодняшняя реальность для многих отраслей российской экономики. И это при том, что более 50% выпускников работает не по специальности. - Вузы работают по старинке, продолжают готовить только тех специалистов, которых они выпускали и 30 лет назад, но уповать на быстрое изменение системы образования нереально, поэтому бизнес сам начал участвовать в подготовке специалистов, - объяснил "Известиям" Сергей Мацоцкий, генеральный директор компании IBS, открывшей в этом году магистратуру в Московском физико-техническом институте (МФТИ) для подготовки ИТ-специалистов. - Сегодня нам ежегодно требуется 200-300 молодых специалистов, а через три-четыре года нужно будет набирать в год до 1000 человек.
Источники: Известия Науки
|