Жмакин О.А. - учитель технологии МКОУ «Афанасьевская СОШ» Курчатовского района Курской области
Сомнительна целесообразность включения в теоретический тур творческого задания, предусматривающего,по сути, выполнение технологического этапа практико-ориентированного творческого проекта по заданной теме. Такая задача (выбор технологии изготовления изделия) выполняется участником олимпиады в ходе подготовки творческого проекта и оценивается на третьем этапе олимпиады (на этапе защиты творческого проекта).
Таким образом, наблюдается дублирование данного задания. Творчества в содержании олимпиады по технологии вполне достаточно. Так, из трёх туров олимпиады «Проект» - полностью творческий конкурс. Изготовление изделия, даже по заданным чертежам, для участника олимпиады тоже можно считать творческим заданием, так как он делает это изделие впервые.
Участникам олимпиады предоставляется выбор практического задания из пяти направлений. На теоретическом туре участник олимпиады решает тестовые задания с элементами творчества. До сих пор самым объективным конкурсным испытанием олимпиады считался теоретический тур, как самый «не творческий». С внесением предлагаемого творческого задания в теоретический тур олимпиады, с добавлением ещё одного направления практической работы (робототехника) следует ожидать повышения роли субъективной оценки результатов конкурсных испытаний. Такой чрезмерно творческий, всеобъемлющий характер заданий создаёт трудности в организации олимпиады и не позволяет объективно оценивать результаты. Да и участник олимпиады должен быть «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Совершенствования требует не только содержание заданий олимпиады (в частности с целью их конкретизации), но и методика их оценивания с целью повышения объективности. Подобное творческое задание может быть использовано как элемент содержания третьего тура олимпиады: «Творческий проект». Например, можно таким образом определить условия для домашнего творческого проектирования участникам олимпиады. В качестве одной из целей проведения олимпиады заявлено «выполнение конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества». В связи с вышесказанным, такое сужение поля творческого проектирования для участников олимпиады видится положительным. Кроме того выполненные проекты по направлению технического и художественного творчества найдут практическое применение на уроках технологии. Также предлагается полезное изменение в тестовых заданиях: применение тестов открытой формы, тестов на тему «Перспективные современные технологии». Можно только предложить оценивать задания открытой формы не одним баллом, как остальные тесты, а двумя.