А вот «двойка» встречается. Только у нас она не отметка, а знак беды: за нее наказывают. Двоечника порют дома ремнем. Учителей, директоров школ, чиновников от образования и т. д. вплоть до губернаторов тоже бьют — рублем и карьерным ростом.Вот они и стараются, чтобы «двоек» было как можно меньше. Особенно при сдаче ЕГЭ, выдаче аттестатов и переводе из класса в класс. И в массовом порядке рисуют «тройки» вместо «двоек». А потом хором жалуются, что выпускники не могут решить простеньких арифметических задачек или написать больше двух-трех строчек без чудовищных ошибок.
Разговоры о том, что российскую систему оценок надо менять, а «двойку» — лишать ее сакрального смысла и разжаловать в обыкновенные оценки, идут у нас давно. До сих пор толку от них было, как от попытки высечь огонь из куска мыла. Однако сейчас, похоже, лед тронулся. Минобрнауки планирует разрешить переводить в следующий класс учеников с несколькими хвостами, а не с одним, как сейчас. А девятиклассникам, завалившим государственную итоговую аттестацию (ГИА или так называемый малый ЕГЭ), — не отчисляться из школы, а оставаться там на второй год и ликвидировать задолженности в установленные сроки так, как это с незапамятных времен делается в вузах. Следующий логичный шаг — разрешить выдачу аттестатов с «двойками». Выпустился же, в конце концов, Пушкин из своего лицея с «единицей» по математике — и ничего страшного не случилось. Да и в нынешней России легализация «двойки» кажется скорее благом, чем злом: меньше поводов для чиновничьего давления на учителей и школу, меньше соблазна подтасовки текущих и годовых оценок, результатов ГИА и ЕГЭ. И как следствие — оскудение питательной среды для всей этой нашей околоегэшной тли. Надо лишь запретить брать в вузы выпускников с «двойками» по профильным предметам, и дело, казалось бы, в шляпе. Но все не так просто. О выдаче аттестатов с «неудами» пока речи не идет. Но смущает другое — условия, сопутствующие узакониванию школьных «двоек». Увы, за реформой, затеянной Минобрнауки, стоит не столько здравый смысл, сколько пресловутый «экономический фактор» образования. И в этом смысле разрешение не изгонять двоечников из школы — не более чем подачка директорам, вынужденным в условиях нормативно-подушевого финансирования биться за каждую школьную душу. Пусть даже и неспособную учиться. Впрочем, самое неприятное в другом. Одновременно с легализацией «двойки» Минобрнауки не оставляет разработки показателей эффективности образовательных учреждений. Документ этот — наиважнейший, поскольку именно по этим показателям впоследствии будут распределять гранты, надбавки к зарплатам и прочие материальные блага. А одним из ведущих критериев, помимо числа отчисленных, станут все те же итоги ЕГЭ и ГИА. Только не напрямую, как сейчас, а через особый коэффициент — отношение среднего балла 10% выпускников с лучшими результатами и к 10% — с худшими.
Чем это обернется на практике, яснее ясного. Трехбалльная система оценок сохранится — какие уж там «двойки», если ради денег надо давать коэффициент! А школа обогатится толпами старшеклассников, неспособных учиться.
Первоисточник