Российских учителей ждет ваучеризация Министр образования и науки Андрей Фурсенко выступил вчера не только в Госдуме, но и в Совете федерации, где его доклад касался развития инновационного образования в России. По словам Фурсенко, такое образование предполагает появление новых госстандартов, более тесную связь теории с практикой, а также улучшение технического обеспечения школ. В частности, по словам министра, обсуждается идея о введении новой системы повышения квалификации учителей, что должно привести к качественно новому довузовскому образованию.
«Мы сейчас обдумываем возможность перехода на систему ваучеров, когда учителя или директор школы будут сами выбирать, где им лучше повышать квалификацию», — сообщил сенаторам Фурсенко.
Он напомнил, что сейчас за школами закреплены определенные учреждения, в которых педагоги должны проходить переобучение раз в пять лет. «Однако систему можно сделать эффективнее. Каждый учитель, понимая, что он незнаком с какими-то конкретными новшествами, например, сможет восполнить именно этот пробел», — подчеркнул министр.
По его словам, ваучер позволит повышать квалификацию не только в специальных институтах, но и на кафедрах вузов, а также в престижных школах, которые стали победителями различных конкурсов. Таким образом, средства, которые до сих пор переводились напрямую институтам повышения квалификации, будут отдаваться учителям в виде ваучера, денежная обеспеченность которого будет зависеть от региона и объема необходимой переподготовки. А учителя «проголосуют ногами» за те заведения, которые дают качественно новые знания и навыки.
Как пояснил Фурсенко корреспонденту «Газеты», проект через три — четыре года с учетом результатов мониторинга будет внедрен повсеместно.
По мнению директора Центра образования «Царицыно», члена Общественной палаты Ефима Рачевского, введение подобной системы позволит каждому педагогу выстроить свою, индивидуальную карьеру.
«Подобный эксперимент проводился уже в Самарской области, и результаты очень хорошие, — сказал корреспонденту «Газеты» Рачевский. — Теперь надо ввести такую систему везде. Конечно, есть вероятность того, что некоторые институты повышения квалификации будут терпеть нужду, но зато лидировать тогда будут самые сильные, самые конкурентоспособные».
По мнению Рачевского, учитель, а не директор школы должен решать, куда отправиться на обучение, поскольку в подчинении в большом коллективе не всегда можно определить потребности каждого.
Отвечая на вопросы сенаторов относительно здоровья учащихся, Фурсенко пообещал, что в разрабатываемых госстандартах обязательно будут учтен фактор физического развития детей, поскольку проблемы в этой сфере постоянно возрастают.
«Уже сейчас в некоторых школах вводится третий час урока физкультуры. Я считаю, что стоит ввести еще два дополнительных занятия. Вместе с программой питания это должно дать хороший результат», — сказал министр.
В то же время Фурсенко уклонился прямого ответа на вопрос зампреда комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Константина Титова о возможности перехода на пятидневную учебную неделю, что позволило бы частично избавить школьников от излишней загруженности.
Материал опубликован в «Газете» № 52 от 26.03.2009г.
|