«Непрерывное образование учителя технологии: от традиций инновациям» Материалы I международной заочной научно-практической конференции (2006г.) Киселёва О.В. Методист кафедры технологического образования, учитель технологии высшей квалификационной категории Профессиональное образование учителя технологии на выездных практических занятиях. Одним из главных направлений непрерывного образования учителя технологии является его готовность к инновационной деятельности. Инновация (анг. сл. innovation) означает нововведение, новообразование, новшества. Подготовка учителя к инновационной деятельности связана с его собственной профессиональной деятельностью. Поэтому, важной стороной профессионального образования учителя технологии является постоянное совершенствование и углубление его знаний. Инновация, применительно к педагогике означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения. В нашем институте в модуле предметной подготовки существует разнообразные формы работы со слушателями, остановлюсь на одной из них - выездные практические занятия в школах (ВПЗ). Результаты выходной диагностики показывают, что такие практические занятия способствуют повышению уровня инновационной деятельности и профессиональной компетентности учителей технологии. Основанием для организации и проведения ВПЗ является смета, утверждённая на заседании кафедры технологического образования. Работа по планированию практических занятий, начинается с подбора школ и учителей технического и обслуживающего труда, имеющих высшую квалификационную категорию, готовых поделиться своими новшествами, педагогическими находками и в целом своим опытом. И это наглядно демонстрируют в своей работе всегда готовые к сотрудничеству с ИПК школы – 27, 50, 35, 85, 45 и другие. На проведение выездного практического занятия отводится – 6 часов. Эти часы распределяются примерно таким образом: - визитка школы (директор, завуч школы); - визитка учителя; - урок по определённой теме; - самоанализ урока учителем; - анализ урока слушателями, методистом; - перерыв (обед в столовой), - система работы учителя (календарно-тематическое планирование, вопросы объектов труда, вопросно-ответная система), - свободный обмен опытом. Остановлюсь на некоторых моментах выездного практического занятия. За три года работы в институте повышения квалификации и переподготовки учителей, провела много таких практических занятий, т.к. являюсь работающим учителем. Хочу заметить, что работа с учителями- слушателями курсов требует систематического расширения кругозора. Поэтому постоянно приходится искать что-то новое, интересное. Считаю, что урок с использованием информационных технологий в образовательном процессе в настоящее время является необходимым и перспективным, позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, способствовать развитию у школьников умений ориентироваться в информационном пространстве. Но информационные технологии ещё недостаточно используются на уроках технологии, поэтому ВПЗ с использованием мультимедийных материалов подготовленные как мною, так и учащимися (слайд-фильмы, презентации, контрольно-измерительные материалы) представляют большой интерес для учителей-практиков. В ходе уроков с помощью локальной компьютерной сети происходило объяснение нового материала, проверка знаний, моделирование прически, подбор макияжа, выбор проблемы и темы проекта. Таким образом, достигались программные цели обучения, и параллельно осуществлялось формирование навыков работы учащихся с персональным компьютером. Все материалы к таким урокам находятся на печатных и мультимедийных носителях – готовы к применению, отличаются новизной и практической значимостью. Таким образом, выездные практические занятия вызывают живой интерес у моих коллег, побуждают их по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность. |