Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 0
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » 2010 » Январь » 6 » Познавательные интересы учащихся в процессе обучения технологии.
00:24
Познавательные интересы учащихся в процессе обучения технологии.
Профильное технологическое образование: проблемы и перспективы
Межвузовский сборник научно-методических трудов. Стерлитамак (2006г.)
Киселёва О.В.
(Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования)
Познавательные интересы учащихся в процессе обучения технологии.

Воспитание у школьников познавательных интересов в процессе учебной деятельности является важной проблемой психологии и педагогики, над которой работают научные работники и учителя. С этой проблемой тесно связаны пути и средства повышения качества знаний школьников. Проблема качества знаний особенно важна сейчас, когда большое значение приобретает ориентация на развитие учащихся, путём создания условий для всестороннего анализа явлений, на привитие им навыков самостоятельной работы, на умение получать знания из разных источников. Педагогическая действительность свидетельствует, что проблема интереса – это не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, постоянно развивающаяся проблема, имеющая объективную сущностную основу.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в понимании сущности интереса до настоящего времени нет единого мнения. Расхождения обнаруживаются как в определении содержания и характерных свойств интереса, так и в вопросах его происхождения. Такое положение связано со сложностью понятия «интерес», многообразным проявлением его свойств, с различием методологических позиций, которыми руководствуются при изучении интереса различные научные школы.
Существуют многочисленные трактовки «интереса»:как эмоционально-познавательное отношение к предмету или непосредственно мотивированной деятельности (Н.Г.Морозова); избирательная направленность личности, её внимания, мыслей и помыслов (С.Л. Рубинштейн); активное познавательное отношение человека к действительности (С.Л. Рубинштейн); эмоциональное проявление познавательной потребности, форма проявления этой потребности ( А.В. Петровский, К.К. Платонов) и т.д.
Особо важной областью понятия «интерес» является «познавательный интерес». Познавательный интерес представляет собой соединение важных для развития личности психических процессов, единство таких взаимосвязанных сторон как интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Поэтому в нашем понимании познавательный интерес – это устремленная к области познания избирательная направленность личности, выделяющаяся интеллектуально-волевым и эмоциональным отношением к постижению его предметного содержания и процессуальных проявлениях.
Основные источники зарождения познавательных интересов учащихся к образовательной области «Технология» – новизна содержания изучаемого материала, сообщение сведений из истории, проблемный метод обучения, исследовательский подход к обучению, эмоциональность педагога и др.. Однако, превращение богатых возможностей содержания учебного материала в источник формирования и развития познавательных интересов учащихся зависит от того, в каком виде он предстанет перед ними. Если учебный материал изложен с учётом структуры образовательной области «Технология», показом его практического применения и возрастных особенностей, то он вызывает интерес у учащихся.
Успешное формирование и развитие познавательного интереса возможно лишь при условии, когда содержание учебного материала, логика его построения, а также формы и методы обучения будут направлены на оптимальное развитие познавательной самостоятельности. Под познавательной самостоятельностью учащихся понимают его готовность (способность и стремление) своими силами продвигаться в овладении знаниями.
В практике своей работы, для оптимального развития познавательных интересов включаются в изложение учебного материала такие элементы, которые в большей степени вызывают интерес учащихся с их точки зрения (занимательные материалы: «история обыденных вещей», учебные игры, лото, головоломки, кроссворды и др.)
Кроме того, наряду с традиционными методами (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, наблюдение, практические работы), мною используются элементы проблемности, специальные вопросы, творческие задачи и задания, карточки-задания с элементами исследования, сочетания самостоятельной работы с групповой и индивидуальной, организация коллективной работы.
Методы обучения и формы организации урока выбираются, исходя из дидактических целей, содержания учебного материала, подготовленности учащихся. Основное внимание при этом обращается на то, чтобы методы обучения и формы организации занятий способствовали приобретению учащимися обобщенных знаний, которые они могли бы применять в различных жизненных условиях. Например, раздел «Гигиена девушки. Косметика» (7 класс), тема «Имидж современной девушки» имеет большое значение для успешного формирования представлений о понятиях – внешность, стиль, имидж человека; единство стиля костюма, причёски, косметики, интерьера. От качества усвоения данной темы и осознания её значимости зависит отношение учащихся к осознанию того, что человек создаёт себя сам; оформление внешности – дело наших рук и нашего вкуса (а вкус развивается). Тема изучалась с использованием компьютерных средств обучения – презентации. Презентация использовалась как электронный диафильм, но, в отличие от обычных диафильмов, она включала в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Изучение темы было разбито на этапы: работа над понятиями внешность и внешний вид, знакомство с понятиями стиль, мода, имидж, изучение традиционных стилей одежды и обучение учащихся выбору моделей современных стилей одежды и составных частей имиджа.
Как же подобное изложение учебного материала влияло на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемой теме? Наблюдения показали, что использование компьютерных средств обостряет интерес учащихся к учебному материалу и к познавательной деятельности. Это заметно было по эмоциональному отклику учащихся (желание ответить на поставленный вопрос, переживание по поводу неправильных ответов); возрастанию их мыслительной активности, что выразилось в совершенствовании аналитико-синтетической деятельности; в заметном проявлении их волевых усилий, о чём говорит отказ многих учащихся в затруднительных случаях от помощи учителя и товарищей, стремление самому решить поставленную проблему.
О проявлении познавательного интереса к изучаемой теме свидетельствуют также вопросы учащихся к учителю: можно ли изменить или совершенствовать свой физический облик и функциональные признаки? Чем можно дополнить выбранный мною стиль одежды? И другие. Вопросы учащихся свидетельствуют о принятии учащимися проблемы и активном включении в её решение. При наличии познавательного интереса учебный материал представленный компьютерными средствами обучения становится значимой деятельностью, в которой сами учащиеся заинтересованы.
Таким образом, средства информационных технологий, при соблюдении необходимых условий их применения, повышают мотивацию учения и стимулируют познавательный интерес обучаемых, возрастает эффективность самостоятельной работы, развивается инициатива, умения навыки самообразования, что является признаками активной познавательной деятельности.
Литература
1.Кузнецова Л.М. От познавательных интересов к созиданию знаний //Педагогика.2003, №4.
2.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Педагогика,1979.
3.Петровский А.В.Популярны беседы по психологии. – М.: Просвещение,1976.
4.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984.
5.Прядехо А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков: Учебно-методическое пособие. – М., 1990.
6.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвещение, 1973.
7.Щукина Г.И. Педагогические проблемы познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.

Категория: Киселёва О.В. (публикации) | Просмотров: 1548 | Добавил: Kiseleva | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru