"Непрерывное образование учителя технологии: информатизация учебного процесса": материалы IV международной заочной научно-практической конференции (2009г.) Необходимость обеспечения непрерывного педагогического образования учителя в современных условиях развития общего образования становится наиболее актуальной и не вызывает сомнений. Сущность повышения квалификации состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей учителя, в формировании его потребности к постоянному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию. Широкая пропаганда успешности результатов обучения школьников в рамках современных информационно-коммуникационных технологий, создали мотивационный посыл, желание применять в своей повседневной работе современные компьютерные технологии. В этой связи в 2004 году прошла обучение в Ульяновском государственном университете по программе «Интернет - технологии для учителя - предметника», защитила выпускную работу и получила диплом. Учёба на курсах способствовала осознанию необходимости постоянно повышать уровень компьютерной грамотности. В своей педагогической деятельности компьютерную технику использую: - в качестве элемента активизирующего учебно-воспитательную деятельность учащихся; - как дистанционные телекоммуникации, где учащиеся имеют возможность творческой самореализации в области технологии; - как образовательное пространство на основе компьютерных систем, в частности, сети Internet. Без чего не может быть учителя - профессионала? Пожалуй, без творчества, являющегося обязательным условием успешной работы педагога. Творчество ведет вперед, не даёт успокоиться, остановиться, разочароваться. Поэтому необходимо активно осваивать новые информационные технологии и внедрять их в технологическое образование школьников, включаться в дистанционные проекты и конкурсы. Об эвристическом дистанционном образовании, Центре «Эйдос» и его руководителе А.В. Хуторском узнала случайно, обнаружив в Интернете ссылку на адрес www.eidos.ru. [1]. Сразу на одном сайте столько всего для учеников, учителей, родителей: олимпиады, конференции, курсы, научный журнал, конкурсы. Центр дистанционного образования «Эйдос» - это модель сетевого образовательного учреждения. Его назначение — организация очно - дистанционной образовательной деятельности участников учебного процесса, находящихся территориально в различных населённых пунктах, имеющих доступ к Интернет[2]. Моим первым шагом в направлении «Эйдоса» было привлечение школьников к участию в дистанционных олимпиадах по кулинарии и технологии. Эвристические олимпиады совсем не похожи на обычные. Задания здесь такие, что на них нет однозначных ответов, ученику надо все исследовать и придумывать самому, именно это очень многим нравится. Обязательным условием является рефлексия – осознание учеником того, как он выполнял задания, каких результатов достиг и благодаря чему. Дистанционные олимпиады – стали способом достижения ситуации успеха каждого участника, а для автора статьи возможностью расширить кругозор, повысить свой профессиональный уровень и креативность учебного процесса [3]. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Ведь самообразование учителя – это залог его мастерства, профессиональной компетентности. Особенно актуальным и значимым в нынешнее время становится воспитание личности, ориентированной на самообразование, стремящейся к творческой самореализации в любых видах деятельности. Самообразование педагога будет продуктивным, если реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития Началом новой формы моего саморазвития и профессионального самосовершенствования стал конкурс «Дистанционный учитель года». В Центре дистанционного образования «Эйдос» умеют делать хорошую рекламу, на которую я поддалась ни разу не пожалев об этом. Дистанционный учитель года не совсем обычное соревнование, скорее это школа-конкурс, где не только соревнуются, но и осваивают современные педагогические Интернет – технологии [4]. Конкурс подарил мне возможность почувствовать на себе разные технологии ДО, прикоснуться к сетевой педагогической деятельности. Конкурсные задания были разные, все они отличались друг от друга и были выстроены в порядке усложнения. Составление эвристических заданий, создание баннера и веб-ресурса, участие в телеконференции, работающей в режиме списка рассылок, обсуждение на форумах дидактики и методики дистанционного обучения, и главное - разработка и проведение своих собственных дистанционных занятий. Участвуя в конкурсе, я познакомилась с замечательными людьми, профессионалами своего дела и это общение мне очень помогло. Но конкурс есть конкурс. Не все участники смогли дойти до конца. Не все разработанные курсы были допущены жюри до проведения. Лично мы не были готовы встретиться с суровой правдой жизни, с платностью предоставления дистанционных образовательных услуг. В любом случае, участвуя в ДУГ, проявила себя настолько, насколько могла и хотела. И это тоже результат, достигнутый благодаря возможностям конкурса. Моими приобретениями стали теоретические знания, профессиональное общение, новые идеи, которые появлялись в ходе конкурса. Дистанционный учитель года – это хорошая школа профессионального самообразования и саморазвития. Его цели не столько выявить, кто из конкурсантов является более дистанционным учителем, сколько научить учителя стать таковым! Главное было сделать своё эвристическое открытие, применить свой потенциал и свои знания на том уровне, на котором возможно. Таким образом, принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития. Литература 1. http://www.eidos.ru/olymp/ 2. http:// khutorskoy.borda.ru 3. Киселева О.В. Дистанционные эвристические олимпиады – средство развития познавательного интереса учащихся к образовательной области «Технология»: материалы III Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование учителя технологии: тенденции, достижения, проблемы». – Ульяновск, 2008.-С.114-116. 4.Материалы Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года»: http://eidos.ru/dist_teacher/index.htm ; e-mail: info@eidos.ru |