Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер Это и о нас, об учителях. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. - К. Хаббард Задача учителя, помимо самообразования, состоит еще и в том, чтобы развить у детей те общие умения и навыки, которые помогут ему в будущем получать знания самостоятельно. Одним из основных информационных источников в начальной школе на уроках технологии является учебник и рабочая тетрадь. Надо сказать, что опыт работы по учебникам на уроках технологии не богат, так как учебники по русскому языку, математике и другим предметам появились значительно раньше (3-4 столетия назад) и претерпевали значительные существенные изменения, а учебникам технологии всего 10-12 лет и со временем они тоже будут отвечать всем требованиям. Если открыть нормативный документ, федеральный компонент государственного стандарта, то можно процитировать: 1. … в результате изучения технологии ученик должен знать - основные источники информации. А источник информации - это что? Учебник и рабочая тетрадь. 2. …ученик должен уметь: -выполнять инструкции при решении учебных задач. А учебные задачи где? В учебнике и рабочей тетради. -получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях). А бумажный носитель- это что? Учебник и рабочая тетрадь и т. д. И наша задача научить детей работать с учебником и рабочей тетрадью. В настоящее время по технологии несколько УМК, и все они направлены на реализацию Стандарта начального общего образования. Мы, практики, очень рады, что появилось такое разнообразие учебников. Это очень облегчает подготовку к уроку, а наличие рабочей тетради значительно экономит время учителя. Но для того, чтобы его действительно сэкономить, надо научить учащихся: - быстро ориентироваться в учебнике, - понимать текст, - читать чертежи и операционные рисунки, - выстраивать план работы по предмету. Как же учебник, источник информации, помогает развивать учебные умения и навыки на уроках технологии? С помощью учебника учащиеся приучаются к алгоритму трудовой деятельности: анализируют конструкцию изделия, планируют технологию его изготовления, готовят рабочее место, учатся оценивать свою работу. Используя информацию учебника, дети учатся размышлять, решать технологические и конструкторские задачи, принимать участие в осуществлении коллективных проектов. Учебник дает возможность организовать исследовательскую деятельность детей при проведении опытов и наблюдений за изменениями свойств материалов. Рабочая тетрадь к учебнику технологии включает в себя дополнительную базу материалов для занятий, способствует более быстрому процессу изготовления изделий из готовых деталей, особенно в условиях 1 часа в неделю в 1-х и во 2-х классах и побуждает учащихся к активной самостоятельной деятельности. Остановлюсь на некоторых этапах урока технологии, где используется учебник. Первое знакомство с учебником. Важно на уроках трудового обучения при знакомстве с учебником и тетрадью актуализировать имеющиеся знания, так как с учебной книгой дети уже знакомились на уроке чтения (Азбука), на уроке математики (Учебник математики). И теперь на уроке технологии они получают еще один учебник. Как приятно полистать книгу, в которой так много ярких разнообразных изделий. Даю время на ознакомление с учебником, а затем спрашиваю, отличается ли он от «Азбуки» и чем (учит делать изделия, а азбука учит читать) Называю автора учебника, знакомлю с его разделами, с номерами страниц, уточняю, где можно посмотреть содержание, где найти справочный материал. И обучение продолжается. Учу находить нужную страницу, дети приходят к выводу, что необходима закладка, Раздаю закладки в виде картонных полосок, которые впоследствии украшаем. Чтобы легко ребята ориентировались в учебнике, уточняю, как пользоваться условными обозначениями, данными в книге. После неоднократного повторения дети запоминают их или обращаются к справочной страничке. С учебником познакомились, и теперь надо найти для него место на рабочем столе. Учитывая, что на нем лежат конверты для незаконченных работ, инструменты и материалы, приходится думать, когда и куда положить учебник (на угол стола или на подставку, на середину стола или вообще убрать в стол). Бывают уроки, на которых после подготовительной работы по учебнику оставляю всего один открытый учебник у доски, чтобы ребята в любой момент могли подойти и посмотреть необходимую информацию (особенно тогда, когда работаем с пластилином). В зависимости от темы учитель планирует, на каком этапе урока необходима информация из учебника, когда для развития умений использовать рабочую тетрадь. Учебник знакомит детей с видами и способами обработки материалов: бумаги, текстиля, природного материала, так называемого бросового материала (готовые формы). По каждой предложенной теме в виде рисунков представлены не один, а несколько образцов, и мы с ребятами можем выбрать то, что нам больше подходит и по сложности, и по потребности в этом изделии. Чтобы научить понимать текст и рисунки учебника, предлагаю прочитать, ответить, что поняли в тексте, а что нет, найти соответствующий текст к рисунку. Прошу найти ответы на вопросы по технологии изготовления изделия или приема работы, выбрать то главное, что необходимо знать и уметь для выполнения задания. Дети учатся читать не только текст, но и комплексный чертеж, ГИК, которые встречаются иногда на страницах учебников. Правда, жаль, что приемы построения деталей измерительными инструментами показаны не во всех учебниках. С помощью рисунков, вопросов, чертежей учебник помогает детям учиться анализировать образцы изделий (названия частей, количество деталей, материалы и т. д.) Анализ изделия может быть по устному описанию и представлению. Обучая детей такому общему умению как планирование работы, снова обращаю их внимание на страницы учебника, где авторы предлагают план- инструктаж в виде операционных рисунков с текстом «сделай так…». Часто я предлагаю детям творческое задание - составить свой план, а потом сравнить его с планом в учебнике или рабочей тетради при этом обосновать свой вариант, если он отличается. При выполнении практической работы учебник иногда незаменим потому, что часто он показывает всю последовательность работы, а детали из рабочей тетради, входящей в учебник мы не вырезаем, чтобы сохранить учебник. Шаблоны, выкройки переводим через кальку или тонкую бумагу. Так, шаг за шагом ребята приобретают общие информационные учебные умения и навыки, которые помогают не только изготовить изделие, но и получить дополнительный источник теоретических знаний о видах работы, об инструментах, о ремеслах. Очень хорошо, что такой информационный материал есть в учебнике. Использовать этот материал можно до урока, во время урока и во внеурочное время. Один из вариантов его использования на уроке – обеспечить занятость тех учащихся, кто практическую часть работы заканчивает раньше. Важным моментом в развитии обще трудовых умений и навыков является самоконтроль. Проверить, правильно ли выполнена работа, мы тоже можем по учебнику: сравнить общий вид, проверить предложенные автором задания, выставить работы на доске и полюбоваться результатом. Чтобы научить правильной самооценке, знакомлю ребят с критериями оценки перед началом работы (это и умение работать по учебнику), напоминаю о качестве работы в процессе ее выполнения и спрашиваю мнение детей по окончанию работы. Как правило, дети видят сами, что получилось, что нет. Коллективные работы, которые тоже предлагают авторы многих учебников, формируют у ребят умения работать в группе, согласовывать план работы и технологию выполнения проекта. Таким образом, использование учебника возможно на любом этапе урока технологии. Надеюсь, мне удалось показать вам значимость учебника и рабочей тетради как информационного источника в развитии общих умений и навыков, а информация это стержень для их формирования. Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного» приема. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться. Конференция. АППО. 25.01.07. (Выступление Левитиной Л.С., школа №149) |