Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 0
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » 2010 » Январь » 18 » Учебник и рабочая тетрадь как источник информации на уроках технологии в начальных классах.
23:03
Учебник и рабочая тетрадь как источник информации на уроках технологии в начальных классах.

Обучать - значит вдвойне учиться.
- Ж. Жубер Это и о нас, об учителях.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. - К. Хаббард
Задача учителя, помимо самообразования, состоит еще и в том, чтобы развить у детей те общие умения и навыки, которые помогут ему в будущем получать знания самостоятельно.
Одним из основных информационных источников в начальной школе на уроках технологии является учебник и рабочая тетрадь.
Надо сказать, что опыт работы по учебникам на уроках технологии не богат, так как учебники по русскому языку, математике и другим предметам появились значительно раньше (3-4 столетия назад) и претерпевали значительные существенные изменения, а учебникам технологии всего 10-12 лет и со временем они тоже будут отвечать всем требованиям.
Если открыть нормативный документ, федеральный компонент государственного стандарта, то можно процитировать:
1. … в результате изучения технологии ученик должен знать
- основные источники информации. А источник информации - это что? Учебник и рабочая тетрадь.
2. …ученик должен уметь:
-выполнять инструкции при решении учебных задач. А учебные задачи где?
В учебнике и рабочей тетради.
-получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях).
А бумажный носитель- это что? Учебник и рабочая тетрадь и т. д.
И наша задача научить детей работать с учебником и рабочей тетрадью.

В настоящее время по технологии несколько УМК, и все они направлены на реализацию Стандарта начального общего образования.
Мы, практики, очень рады, что появилось такое разнообразие учебников. Это очень облегчает подготовку к уроку, а наличие рабочей тетради значительно экономит время учителя. Но для того, чтобы его действительно сэкономить, надо научить учащихся:
- быстро ориентироваться в учебнике,
- понимать текст,
- читать чертежи и операционные рисунки,
- выстраивать план работы по предмету.

Как же учебник, источник информации, помогает развивать учебные умения и навыки на уроках технологии?
С помощью учебника учащиеся приучаются к алгоритму трудовой деятельности: анализируют конструкцию изделия, планируют технологию его изготовления, готовят рабочее место, учатся оценивать свою работу. Используя информацию учебника, дети учатся размышлять, решать технологические и конструкторские задачи, принимать участие в осуществлении коллективных проектов. Учебник дает возможность организовать исследовательскую деятельность детей при проведении опытов и наблюдений за изменениями свойств материалов.
Рабочая тетрадь к учебнику технологии включает в себя дополнительную базу материалов для занятий, способствует более быстрому процессу изготовления изделий из готовых деталей, особенно в условиях 1 часа в неделю в 1-х и во 2-х классах и побуждает учащихся к активной самостоятельной деятельности.
Остановлюсь на некоторых этапах урока технологии, где используется учебник.
Первое знакомство с учебником. Важно на уроках трудового обучения при знакомстве с учебником и тетрадью актуализировать имеющиеся знания, так как с учебной книгой дети уже знакомились на уроке чтения (Азбука), на уроке математики (Учебник математики). И теперь на уроке технологии они получают еще один учебник. Как приятно полистать книгу, в которой так много ярких разнообразных изделий. Даю время на ознакомление с учебником, а затем спрашиваю, отличается ли он от «Азбуки» и чем (учит делать изделия, а азбука учит читать) Называю автора учебника, знакомлю с его разделами, с номерами страниц, уточняю, где можно посмотреть содержание, где найти справочный материал.
И обучение продолжается.
Учу находить нужную страницу, дети приходят к выводу, что необходима закладка, Раздаю закладки в виде картонных полосок, которые впоследствии украшаем. Чтобы легко ребята ориентировались в учебнике, уточняю, как пользоваться условными обозначениями, данными в книге.
После неоднократного повторения дети запоминают их или обращаются к справочной страничке.

С учебником познакомились, и теперь надо найти для него место на рабочем столе. Учитывая, что на нем лежат конверты для незаконченных работ, инструменты и материалы, приходится думать, когда и куда положить учебник (на угол стола или на подставку, на середину стола или вообще убрать в стол). Бывают уроки, на которых после подготовительной работы по учебнику оставляю всего один открытый учебник у доски, чтобы ребята в любой момент могли подойти и посмотреть необходимую информацию
(особенно тогда, когда работаем с пластилином).
В зависимости от темы учитель планирует, на каком этапе урока необходима информация из учебника, когда для развития умений использовать рабочую тетрадь.
Учебник знакомит детей с видами и способами обработки материалов: бумаги, текстиля, природного материала, так называемого бросового материала (готовые формы). По каждой предложенной теме в виде рисунков представлены не один, а несколько образцов, и мы с ребятами можем выбрать то, что нам больше подходит и по сложности, и по потребности в этом изделии.
Чтобы научить понимать текст и рисунки учебника, предлагаю прочитать, ответить, что поняли в тексте, а что нет, найти соответствующий текст к рисунку. Прошу найти ответы на вопросы по технологии изготовления изделия или приема работы, выбрать то главное, что необходимо знать и уметь для выполнения задания.
Дети учатся читать не только текст, но и комплексный чертеж, ГИК, которые встречаются иногда на страницах учебников. Правда, жаль, что приемы построения деталей измерительными инструментами показаны не во всех учебниках.

С помощью рисунков, вопросов, чертежей учебник помогает детям учиться анализировать образцы изделий (названия частей, количество деталей, материалы и т. д.) Анализ изделия может быть по устному описанию и представлению.
Обучая детей такому общему умению как планирование работы, снова обращаю их внимание на страницы учебника, где авторы предлагают план- инструктаж в виде операционных рисунков с текстом «сделай так…». Часто я предлагаю детям творческое задание - составить свой план, а потом сравнить его с планом в учебнике или рабочей тетради при этом обосновать свой вариант, если он отличается.
При выполнении практической работы учебник иногда незаменим потому, что часто он показывает всю последовательность работы, а детали из рабочей тетради, входящей в учебник мы не вырезаем, чтобы сохранить учебник. Шаблоны, выкройки переводим через кальку или тонкую бумагу.
Так, шаг за шагом ребята приобретают общие информационные учебные умения и навыки, которые помогают не только изготовить изделие, но и получить дополнительный источник теоретических знаний о видах работы, об инструментах, о ремеслах. Очень хорошо, что такой информационный материал есть в учебнике. Использовать этот материал можно до урока, во время урока и во внеурочное время. Один из вариантов его использования на уроке – обеспечить занятость тех учащихся, кто практическую часть работы заканчивает раньше.
Важным моментом в развитии обще трудовых умений и навыков является самоконтроль.
Проверить, правильно ли выполнена работа, мы тоже можем по учебнику: сравнить общий вид, проверить предложенные автором задания, выставить работы на доске и полюбоваться результатом. Чтобы научить правильной самооценке, знакомлю ребят с критериями оценки перед началом работы (это и умение работать по учебнику), напоминаю о качестве работы в процессе ее выполнения и спрашиваю мнение детей по окончанию работы. Как правило, дети видят сами, что получилось, что нет. Коллективные работы, которые тоже предлагают авторы многих учебников, формируют у ребят умения работать в группе, согласовывать план работы и технологию выполнения проекта. Таким образом, использование учебника возможно на любом этапе урока технологии.
Надеюсь, мне удалось показать вам значимость учебника и рабочей тетради как информационного источника в развитии общих умений и навыков, а информация это стержень для их формирования.
Нет педагогической панацеи.
Нет одного, «самого главного» приема.
Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект,
а технология – свой результат.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться.
Конференция. АППО. 25.01.07.
(Выступление Левитиной Л.С., школа №149)

Категория: Левитина Л.С. (методические разработки) | Просмотров: 2966 | Добавил: Lubоv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru