Введение Пища – основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. В детском возрасте отношение к правильному питанию особенно важно, следовательно, питание детей в школе не только его личное, но и общественное дело. От того, насколько правильно и качественно организованно питание школьника, зависит качество его учебной деятельности. Связь питания и здоровья была подмечена ещё в древности. Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают и погибают. В течение учебного дня продолжительностью 5-6 ч учащийся затрачивает около 600 ккал, т.е. более четверти энергозатрат в сутки. Предоставление горячего питания в течение учебного дня оказывает активное влияние на улучшение учебно-воспитательного процесса и повышение успеваемости. Проблема рациональной организации суточной деятельности школьников (режим дня) в настоящее время широко обсуждается на медицинских и педагогических конференциях, родительских собраниях, на страницах печати. И решить её можно только сообща. Именно этим обуславливается актуальность рассматриваемой темы. Цель исследовательской работы – вооружить школьников и их родителей знаниями о культуре питания. В соответствии с поставленной целью задачами исследовательской работы являются: - изучить основы рационального питания школьников; - проанализировать взаимосвязь культуры питания и здоровья школьника; - разработать рекламный блок «Культура питания». 1. Основы рационального питания школьников Современная наука придаёт чрезвычайно большое значение рациональному питанию, считая его основой здорового образа жизни. Данные о потребности организма в пищевых веществах и взаимосвязи между ними обобщены в работах многих ученых о рациональном питании. Рациональное питание – это физиологически полноценное питание людей с учетом их возраста, пола, характера труда и других факторов. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Основными принципами рационального питания являются следующие: -соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам; -соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма; -сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров и углеводов, а также белков и жиров растительного происхождения); -использование широкого ассортимента продуктов, в том числе овощей, фруктов, ягод, разнообразной зелени; -правильная кулинарная обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических свойств и усвояемости пищевых веществ; -строгое соблюдение режима питания. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребёнка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжёлых случаях даже привести к серьёзным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. В частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведёт к развитию идиотии (слабоумия) на фоне низкорослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма. При составлении рациона питания, прежде всего, обращают внимание на обеспечение энергетического баланса: поступление калорий в организм должно быть строго сбалансировано с их расходом. Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. По сравнению с расходом энергии при спокойном лежании он повышается даже, при спокойном сидении на 12%, при стоянии на 20%, при ходьбе - на 80-100%, при беге на 400%. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Организм школьников 7-10 лет за сутки расходует в среднем 2300 ккал, мальчиков 11-13 лет 2700 ккал, девочек 11-13 лет 2450 ккал, юношей 14-17 лет 3200 ккал, девушек 14-17 лет 2600 ккал. Восполнить эту энергию можно только за счет питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Большинство витаминов не вырабатывается в организме, а должно поступать с пищей. Продукты, используемые в питании школьников, различаются по пищевой и биологической ценности. Для растущего организма молоко - основной источник кальция (120 мг в 100 г молока) и фосфора (91 мг в 100 г). Их усвоение лучшее, чем в других продуктах. В некоторых случаях молоко можно заменять кисломолочными продуктами, которые имеют тот же состав, но по ряду свойств отличаются от него и способствуют улучшению аппетита. Особое значение в питании детей имеет творог, пищевые вещества которого обладают теми же питательными свойствами, что и содержатся в молоке. По мере роста ребенка в рационе возрастает количество мяса. В нем содержится полноценный животный белок, значительное количество жиров. Все виды мяса, особенно печень богаты железом, а также витаминами А, В1, В6, В12. Кроме того, в состав мяса входят экстрактивные вещества, которые возбуждают аппетит и стимулируют секрецию пищеварительных соков. Большое количество полноценных белков содержится в рыбе. Белки рыбы легче перевариваются и усваиваются организмом, чем белки мяса. Также рыба содержит небольшое количество жира, в котором много витамина А и незаменимых жирных кислот. Многие виды рыб содержат йод. Количество рыбы в рационе школьников 40-60 г. Яйца содержат большое количество незаменимых аминокислот, ценный жир, кальций, фосфор, железо, витамины A, D, E. Школьники должны получать 1 яйцо в день. В хлебе содержится большое количество углеводов, белков, минеральных веществ и витаминов группы В. Не менее ценными по содержанию этих питательных веществ являются крупы, бобовые и макаронные изделия. Суточная норма крупы для школьников 30-35 г. Овощи являются важнейшими источниками витаминов, минеральных веществ, углеводов. Норма овощей 325-350 г в день. Фрукты и ягоды - источники витаминов С и Р, органических кислот, минеральных солей и микроэлементов. В питании школьников должно быть не менее 250-500 г фруктов и ягод или консервированных продуктов. 2. Культура питания и здоровье школьника Культура питания – это не только чистый стол и посу¬да, не только умение держать вилку или ложку. Это, преж¬де всего рациональность питания и правильный режим, это залог хорошего здоровья и высокой работоспособ¬ности взрослых, нормального развития детей и подростков. Воспитывать культуру питания необходимо с раннего детства. Человек является частью природы, поэтому в его жиз¬ни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Под влиянием центральной нервной системы все системы и органы человека функционируют согласованно, последо¬вательно и ритмично. Их комплексная деятельность обес¬печивает жизненно важное единство организма с окру¬жающей средой, а ритмичность природных явлений ока¬зывает решающее влияние на течение различных процес¬сов в организме. Правильный режим дня школьника – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизнен¬ных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим учащиеся, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают. В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, организация смены видов деятельности, чередование труда и отдыха. При соблюдении режима у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребы¬вания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время способствует быстро-му зас ыпанию и пробуждению. Ребенок, которого кормят когда придется, обычно сам не просит есть. А дети, приученные, например, обедать в 14 ч, уже за 10-15 мин спрашивают, скоро ли обед. Это вполне закономерно – у них выработался соответ¬ствующий рефлекс на время. К определенному времени пищевой центр в мозге возбуждается, пищеварительные железы выделяют необходимые соки, приходит аппетит: организм готов к приему пищи и усваивает ее наилучшим образом. Если родители приучили ребенка вовремя ложиться спать и вовремя вставать, то тем самым они обеспечили ему бодрость, хорошую работоспособность на весь день, как в школе, так и дома. Выспавшийся ребенок хорошо воспринимает объяснения учителей на уроке, весел и жизнерадостен в свободное время, лучше и быстрее готовит домашние учебные задания. Главное правило – разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание – должно соблюдаться во всех случаях. Только при правильном сочетании всех компонентов режима с учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьника может быть обеспечено его гармоничное развитие и воспитание. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития школьников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т.е. к каждому приёму пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствии пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Заключение До настоящего времени многие родители не уделяют ещё должного внимания правильному распорядку дня учащихся. А ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершенствования их организма, формирования основных черт характера. Именно в эту пору закладываются знания и навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье. При организации питания детей необходимо помнить о функциональных особенностях органов пищеварения, которые достигают всё большей активности по мере развития организма. В пищевом рационе детей должны содержаться все полезные питательные и в оптимальном соотношении (соответственно возрастным физиологическим потребностям). Пища должна быть хорошо приготовленной, вкусной, свежей, питательной и разнообразной. Очень важно учитывать особенности организма отдельных детей (состояние их здоровья, физическое развитие, привычки и т. д.). Познакомившись с основами рационального питания и особенностями режима школьника, мы пришли к выводу, что физической активности в школе для учащихся достаточно. Существует недостаточная информированность. Информации сейчас много: и в библиотеке, и по телевидению очень часто говорят о культуре питания , но школьникам этого не достаточно. Необходимо информацию предоставлять часто и более наглядно. В связи с этим мы подготовили рекламный блок в презентации и небольшую брошюру. Эти материалы можно использовать при проведении классных часов и родительских собраниях. Литература 1. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья (О рациональном питании). – М.: Знание, 1987. 2. Ковалев Н. И., Сальникова Л. К. Технология приготовления пищи. – М.: Экономика, 1978. 3. Куценко Г. И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. 4. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. – М.: Академия, 1999. 5. Мокшанина И. М., Коган П. Я. Организация питания школьников. – М.: Экономика, 1989. 6. Петровский К. С. Рациональное питание. – М.: Медицина, 1976 7. Петровский К. С., Ванхожен В. Д. Гигиена питания. – М.: Медицина, 1982. 8. Свиридонов Г. М. Здоровья кладезь – природа. – М.: Мол. гвардия, 1990. |