Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Сафари

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » 2010 » Январь » 15 » «ГОЛОС ОРНАМЕНТА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ»
15:50
«ГОЛОС ОРНАМЕНТА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ»
ВВЕДЕНИЕ

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простей¬шими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинствен¬ному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства[5].
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая гори¬зонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.
Шли века — народное искусство развивалось. Самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, а передавалось из поколения в поколение.
В давние времена люди ве¬рили, что, например, птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно гото¬вились к встрече весны — вы-пекали в форме птиц обрядо¬вое печенье «жаворонки». С песнями-заклинаниям и обра¬щались они к жаворонку, ку¬лику, ласточке, прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло[2].
Проблема представленной работы: необходимость усилить внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций.
Актуальность рассматриваемой темы объясняется попыткой объединить традиции отношения к природе через декоративно – прикладное творчество.
Объект разработки: образ природных явлений в орнаментальном искусстве народов ханты и манси и русских крестьян.
Предмет разработки: орнаментальные мотивы в предметах домашнего обихода.
Цель:. Создание мотива орнамента объединяющего в себе традиции отношения к природе двух народов – ханты и русские, тесно ведущих хозяйство, живущих на одной территории.

Задачи разрабатываемого проекта:
1. Анализ орнаментальных мотивов русских мастериц и мастеров народа ханты.
2. Выявить связь человека, через его творчество, с природой.
3. Практическая часть проекта заключается в изготовлении предметов домашнего обихода с использованием традиционного орнамента. Создание нового мотива орнамента, на основе использования элементов русского орнамента и орнамента народов ханты и манси.
Работу над проектом планируется проводить в 4 этапа:
1.Изготовление предмета домашнего обихода – обрядовое полотенце.
2.Изготовление аксессуаров - вязаные варежки (изучение архангельских орнаментов), комплект для девушки состоящий из сумки и рукавиц (изучение орнамента ханты).
3. Разработка эскиза нового орнамента на основе традиционных орнаментов русских и ханты. Изготовление образца орнамента.
4.Разработка эскизов моделей - предметов быта, сувенирную продукцию с использованием нового орнамента.
В работе использованы материалы Свердловского государственного областного историко-краеведческого музея, районных музеев Свердловской области и Пермского государственного университета, Березовского филиала окружного краеведческого музея. В основу описания русского орнамента легли материалы, составленные и систематизированные авторами О.Б. Ворончихиной и Е.В.Пестереевым[4,8]. При описании традиционного орнаментального искусства народов манси были использованы материалы И.Д.Шабалиной и П.Е. Шешкина[12].
В результате работы над проектом будут изготовлены предметы домашнего обихода с традиционным орнаментом :полотенце, вязаные архангельские варежки, сумка и рукавицы; образец нового орнамента на основе традиционных узоров.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВОВ В РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какой- либо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, её развитие во времени. Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений. Русский народный орнамент представляет для этого исключительно благодатный материал. Огромное многообразие техник, мотивов, различных местных вариантов русского народного орнамента – это как огромная книга, в которой внимательный читатель найдет для себя немало интересных подробностей, многое объясняющих во внутренней логике и принципах развития культуры нашего народа. Хорошо изучена и широко известна на сегодняшний день богатейшая орнаментальная культура Русского Севера и Центральной России, опубликовано немало образцов тканных и вышитых узоров, собранных в результате более чем столетней собирательской работы. Орнамент традиционных бранных поясов аналогичен узорам старинных полотенец, это в большинстве случаев все те же композиции из гребенчатых ромбов и косых крестов; в более поздних вещах - комбинации из треугольников, квадратов, «шашечных» ромбов.
Сложно сейчас представить, как сложилась бы дальнейшая судьба традиционного крестьянского искусства и орнамента в том числе, если бы процесс этот не был прерван искусственно известными историческими событиями - коллективизацией, «укрупнением» деревень, разрушением векового уклада деревни .
Отношение к орнаменту как к охранительной, целительной силе сохранилось местами до наших дней - в некоторых русских селах Алтая узорными браными концами полотенец принято обтирать детей с кожными заболеваниями. Вряд ли в прошлом какое-либо значимое событие в жизни человека от рождения до смерти проходило без участия полотенец. Для наших предков полотенце было не просто утилитарным, бытовым предметом, являлось вещью обрядовой, непременным атрибутом семейных и общественных ритуалов. Такое отношение к полотенцу было не случайным: с древности за ним закрепилось значение оберега, полотенце стало символом добрых сил, светлого начала. Полотенце надевали на основных участников свадьбы - дружку, «больших бояр»; полотенце своей работы дарило новой родне невеста - это было своего рода обрядом, обозначающим ее вхождение в новый дом.
Узорное вязание из шерсти - одно из немногих женских занятий довольно широко распространенное и поныне. Из традиционных видов вязания из шерсти сохранились только варежки. Мастерицы Русского Севера на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры вязания. Каждая мастерица знает с детства большое число рисунков, которые сама еще варьирует в каждой вещи. Узоры на варежках столь же значительны, как все орнаменты в народном искусстве
Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери и пока сохранившиеся на теплых шерстяных «вязанках» псковских и архангельских мастериц.
По традиции рисунки архангельского вязания не должны быть нарушены, их нельзя вывязывать незаконченными, обрезанными и прибавлять к ним петли. В готовых варежках, если положить рядом пра¬вую и левую, рисунок орнамента одной ва¬режки должен продолжаться в рисунке другой вареж¬ки. Рисунок вяжется одинаково как на тыльной сторо¬не варежки, так и на ладошке.
Архангельское узорное вязание на протяжении веков не претерпело поч¬ти никаких изменений. Изменился лишь состав пряжи и цветовая гамма. Изначально в узоре использовали соче¬тания только черного, белого и серого - цвета неокрашенной козьей шерсти. Затем научились окрашивать шерсть с помощью корней, цветов, плодов, ши¬шек - это был очень трудоемкий про¬цесс[7]..
Мансийские и хантыйские орнаменты до настоящего времени в таком объеме и научной систематизации в нашей стране не издавались, лишь отдельные единицы орнаментов упоминались в трудах ученых и исследователей мансийской культуры[3].
Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.
Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. «В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы
Орнаментальное искусство манси обычно рассматривалось в комплексе с орнаментальным искусством ханты как декоративное искусство обских угров, так как различия между хантыйским и мансийским орнаментом незначительны.
Наличие общих черт в орнаменте ханты и манси явилось результатом общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей, существовавших между ними. Так, верхне-сосьвинские, сыгвинские, верхне-лозьвинские манси издавна вели обмен с обскими ханты, с ненцами, меняли меховые изделия на берестяные, что приводило к обмену мотивами орнаментов, их осмыслению этими народами.
В недавнем прошлом хозяйство манси было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их.
Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. С гордостью показывали свои изделия мастерицы С. В. Пеликова (Няксимволь), А. М. Хромова (Сосьва), любовно приглаживали руками мех, стараясь выразительнее показать тот или иной орнамент. Чувство достоинства и поклонения мастерству предков звучало с особой силой тогда, когда показывали вещи, изготовленные мамой, бабушкой или отцом.
На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи мастерица выполняла орнамент в течение 5-6 и более лет. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении.
Материалы для изготовления орнаментов используются самые разные. От выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция. Мужские рубахи и женские платья часто, кроме аппликации, украшали вышивкой. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку», подол. В прошлое ушла красивая тончайшая вышивка шерстью.
Разновидностью вышивки является бисерное шитье по тканям и коже. Цветным бисером (пальсаком) украшали свадебные головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза, часть плеча, обшлага. Известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Вышивали бисером верх женской короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый цвет чаще употребляли для фона. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения.
По поводу происхождения орнамента, его связей имеются различные высказывания и теории. Так С. К. Патканов в1897 году в исследовании, посвященном устному творчеству иртышских хантов, высоко оценивал изделия из бересты и вышивку, указав на сходство последней с вышивками русских, мордвы, зырян, пермяков и татар.
Традиции орнаментики включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Композиции из этих изображений, как и сами изображения, в течение последних нескольких столетий не претерпевали изменений и были жестко зафиксированы традицией. Цветовая палитра изделий относится к среднеазиатскому институту декора, который характеризуется яркостью и контрастностью цветов. Первые публикации мотивов обскоугорского орнамента отмечены в 1872 г. в альбоме В.В.Стасова и в 1879 г. у венгерского ученого А. Регули. Это были цветные образцы хантыйских вышитых узоров, где развитие получили три категории мотивов: изображения птиц: изображения деревьев, геометрические мотивы. Птицы и деревья, вследствие процессов стилизации, имеют различные сочертания, условные формы. Встречаются парные птицы, с различными элементами между ними[6].
Вопрос о происхождении мотива парных птиц, привлекал к себе исследователей. Считается, что подобного рода изображения проникали к чувашам, а затем к уграм из стран Востока, но есть основания полагать, что взаимоотношения между Востоком и народами Поволжья и Приуралья развивались как в булгарское время, так и в более ранний период, когда роль посредников играли сарматские и аланские племена[10].
Разновидности мотива птицы – павы в изображениях на орнаменте для вышивки.

2. СОЗДАНИЕ ОРНАМЕНТА НА ОСНОВЕ ХАНТЫЙСКИХ И РУССКИХ МОТИВОВ ОРНМЕНТА

Слово “Орнамент” в переводе с латинского языка означает украшение. Орнаментом называют украшение, построенное на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре, книжной графике. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала - на бумаге, ткани, дереве, металле.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Люди заметили, что при повторных и последовательных движениях в трудовой деятельности сил и энергии затрачивается меньше, чем при беспорядочных. Отсюда появилось понятие о пользе в работе упорядочивающего начала, которое впоследствии было названо ритмичным движением или ритмом. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.
Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков, например: узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев различных растений и деревьев. Природа для человека стала источником создания оригинальных орнаментальных композиций.
Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. В музеях и в наших квартирах встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами, смысл которых нам непонятен. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Что такое “символ”? Для примера возьмем самое простое: снежинка в узоре символизирует зиму, цветок – весну, ягода – лето.
Самый распространенный орнаментальный мотив, украшающий вазы, оружие, ковры, архитектурные сооружения, назван “древнегреческим меандром”. Древний мастер условным изобразительным языком запечатлел в ритмическом повторе западню, в которую первобытный человек загонял зверя, чтобы удобней было с ним справиться. В растительном орнаменте этот мотив – “бесконечник”. Он используется в ковровых изделиях, вышивке, резьбе по дереву, декоративной росписи. А чуть вытянутый элемент бесконечника, образуя волнистую линию, уже символизирует изобилие. Волнистая орнаментальная линия, венчающая керамическое изделие, читается как доброе пожелание: “чтобы посуда всегда была наполнена до краев”. Ромб или квадрат, поделенные на 4 части вертикальной и горизонтальной линией с точками посередине, воспринимается как поле, засеянное зерном – символ плодородия, развернутая на плоскости спираль - зарождение новой жизни и вечное движение.
В древние времена в России орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и вороте рубашек делались вышивки, которые служили человеку “охраной” от всякой нечисти. Тематика вышивок отражала языческие верования и обряды, птица, например, означала тепло и сулила богатый урожай.
Цвет в узоре также имел особое значение: красный цвет выражал восторг, радость, поэтому он присутствовал в наряде невесты, праздничном наряде юношей. Народные мастера хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику, на настроение и самочувствие человека. “Сочные и живые” краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости, и наоборот, “мрачные” - угнетают человека.
Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, более четко выявить его форму[1].
Различают следующие виды орнамента:
1. Геометрический орнамент – состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание.
2. Растительный орнамент – состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас.
3. Зооморфный орнамент – в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб.
4. Каллиграфический орнамент - состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по конфигурации и ритму.
5. Геральдический орнамент – в основу положено изображение гербов, орденов, медалей, значков и эмблем.
В орнаментальных композициях иногда изображение имеет символическое значение. Например, пчела символизирует трудолюбие, подкова – счастье, якорь – надежду, зеркало – правду, лира – музыку, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение и т.д.
Орнамент имеет три разновидности:
Ленточный орнамент – выполняется в полосе. (Фризы, бордюры, окаймление, орнаментальные ленты и т.д.).
1. Композиционно-замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике. (По принципам замкнутого орнамента строятся композиции с символическими изображениями, эмблемы, гербы и т.д.).
2. Сетчатый орнамент – заполняет поверхность сплошным узором. Композиция его строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (Скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен помещения и т.д.).
Одним из самых распространенных приемов построения орнамента является симметрия. Если же несколько элементов орнамента расположены вокруг одной точки (птицы, цветка), то получаем центральную симметрию, при угловой симметрии элементы орнамента повернуты к центральной точке под определенным углом. выполняя орнаментальную композицию, нужно помнить, что покрыть орнаментом поверхность – не всегда означает сделать ее красивой, художественно выразительной; необходимо не терять чувство меры. В общей композиции орнамент наносят на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить или подчеркнуть другую поверхность.
Гамму колористических сочетаний составляют основные цвета: белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный. При этом по возможности в любых бисерных изделиях обязательно присутствует белый – цвет божественный, обращенный к силам верхнего мира. Красный цвет символизирует жизнь земную, человеческую, и в то же время огонь, который может быть «диким, несущим повреждения и смерть, и «домашним», несущим тепло домашнего очага, достаток и комфорт. Черный цвет символизирует подземный мир, где скрывался мир предков с его символикой, сакральностью, которым управлял Куль – бог болезней и смерти. Синий, желтый и зеленый цвета отражают основную цветовую гамму наземного живого мира.
Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения в костюме: область головы, нагрудная часть, пояс, рукава, подол платья или сака, обувь. В верхней части костюма преобладают светлые тона, в нижней – темные.
Каждая вещь в местной традиционной культуре имеет смысловую нагрузку и жесткое предназначение. Праздничные, а значит, наиболее богатые предметы из бисера несут в себе посвящение богам и духам общехантыйской групповой культуры. Они сложнее по технике исполнения, орнаментальному декору. Повседневные же предметы из бисера обращены к локальным традициям и определяются более узким пантеоном божеств. Так, в повседневных бисерных пронизках часто встречаются орнаменты «лягушка» и «крест» - элементы женского предметного мира, характерные для всех диалектических групп ханты. В соответствие с финно-угорской мифологией и «лягушка» и «крест» символизируют женское начало. И их изображения служат оберегами для домашнего очага и непосредственно для самой женщины. Очень широко распространена в хантыйской и мансийской вышивке композиция из двух птиц и дерева она встречается также в вышивке русских. Эта близость не может рассматриваться как случайное совпадение, т. к. находит свое выражение в целом ряде деталей декоративно-прикладного искусства.
Идеей для основы нашего орнамента послужили розетки с русским (рис.1) Рис.1
и хантыйским орнаментом (рис.2). Такие розетки изображали на предметах быта или женских аксессуарах.

Рис.2
Так как наша работа над проектом закончится к весне, то при разработке орнамента мы подобрали орнамент символизирующий райских птиц, предвестников русской весны (рис.4),

Рис.3 Рис.4
хантыйский орнамент «Крылья ворона» ( рис.3) и «Вороны над болотом» (рис.5)

Рис.5
которые являются символом Воронего праздника - главного праздника коренного населения Югры. Вороний праздник совпадает с праздником Благовещенья. Мы посчитали это совпадение символичным. Оба праздника повествуют о начале новой жизни, доброй, светлой[11].
Жёлтый и зелёный цвет фона – отражает радость и яркое начало, использование красного цвета в вышивке символизирует жизнь земную, несущий достаток и тепло домашнего очага. Черный цвет – символизирует подземный мир, где скрывался мир предков с его символикой.

ВЫВОДЫ
Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения: в костюме, обуви или предмете домашнего обихода.
Орнамент является не только украшением изделия, но и несет в себе какой-либо смысл. Например, в русском полотенце сидящие друг против друга птицы-павы означают - мир и согласие в доме, семье. У народов ханты использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка, вышивают мастерицы такой орнамент на детской одежде, подушке или украшают детскую люльку.
С наступлением весенних дней у старых людей в стойбище много хлопот, они готовятся к обрядовым праздникам - встрече своих любимцев- весенних птиц, которые им дарят радость, энергию, бодрость и силы.
К таким вещуньям они причисляют ворон, трясогузок и кукушек. Вороны – первые весенние птицы, у хантов и манси они считают священными. От звонкого карканья этих птиц у людей поднимается настроение. Люди выбегают из чумов и громко кричат: «Вороны прилетели! Вороны прилетели!»
Начало апреля является Вороним праздником, Чаще всего этот праздник отмечается 7 апреля – в праздник Благовещенье, который отмечает русский народ . Этот день считается обновлением жизни.
Созданный нами орнамент (рис.6) будет нести в себе доброту, взаимопонимание и благополучие. Украшенное таким орнаментом изделие будет символизировать крепкую и здоровую семью, где главными членами этой семьи будет матушка Природа и человек – её дитя. Как расценили бы русские крестьянки и мастерицы народа манси - оберег несущей мир и здоровье.
Рис. 6

Работая над темой «Голос орнамента как способ сохранения связи человека с природой» мы, сохраняя традиции, изготовили обрядовые полотенца, женские вырежки, комплект для девушки: сумка и руковицы. Украшенные орнаментом вещи из обычных предметов домашней утвари превращались в предметы ритуальных традиций, например русское полотенце или варежки, становились оберегами, как вышитый на медальоне символ птицы, несущей покой мансийскому ребёнку. Объединенные в созданном нами орнаменте мотивы могут служить оберегом семейного покоя.
Для сохранения мира на земле мы все должны чтить помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты. Оформленное созданным нами орнаментом изделие соединит, хоть и тонкой нитью, традиции двух народов беречь и сохранять природные богатства.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. АФОНАСЬЕВА М.А. ШКОЛА РУКОДЕЛИЯ, Москва, 1999.
2. БАТУРИНА Г.И. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА НАРОДОВ РОССИИ,"ACT - Пресс, 2000г.
3. ВОРОНОВА Е.В. Оберег который всегда с тобой// www titul_lutit. ru
4. ВОРОНЧИХИНА О.Б. ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ, выпуск №1,Екатеринбург, 2003г.
5. ГОРЯЕВПА Н.А. ОСТРОВСКАЯ О.В. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, М.Просвещение, 2005Г.
6. ИВАНОВ ИЛ. ЮГРА- ДЕНЬ ЗА ДНЁМ, Северосибирское региональное книжное издательство, 1999г
7. НИКИШИНА.Н.А. Архангельские узоры // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО № 5,2005Г.
8. ПЕСТЕРЕЕВ ЕВ. ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ, ТЕКСТИЛЬ; выпуск №1, Екатеринбург, 2003г.
9. ПОПОВ А.Н. Наследие Земли Псковской. Культура и история // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО № 4,2005Г.
10. Развитие и размещение народных промыслов// www naro_dd. ru
11. Сургутская центральная районная библиотека — ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КРАЕВЕДА. Выпуск 1. 2006.www.raionka.ru
12. ШЕШКИН П.Е. МАНСИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ, Софт Дизайн, 2003г

Категория: Волощук Нина Анатольевна (творческие работы учащихся) | Просмотров: 3978 | Добавил: подсолнух | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 dtatyana  
Уважаемая Нина Анатольевна! Прекрасное исследование! Грмотно выстроена структура, Из работы узнала много интересных сведений, которые буду использовать на уроках, проводимх с региональным компонентом. smile

2 подсолнух  
Спасибо! рада. что информация пригодилась!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru