Тема: Конструирование и моделирование плечевых изделий УРОК № 1. Знакомство с историей развития костюма. Понятие о силуэте и стиле. Мерки для построения чертежа основы изделия с цельнокроеными рукавами, правила снятия мерок. Вопросы для изучения: 1. Историческое развитие костюма 2. Силуэт в одежде 3. Понятие о стиле 4. Требования, предъявляемые к одежде 5. Виды и характеристика плечевых изделий 6. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (Слайд 1) 1. Историческое развитие костюма Плечевая одежда берет свое начало от первобытных пла¬щей — шкур. Через тысячелетия эта одежда трансформиро¬валась, например в мужские и женские костюмы греков. Они представляли собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали фигуру человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки — хитона и верхней накидки — гиматия. Эта накидка перекидывалась через левое плечо на спину и грудь. Более длинный и ши¬рокий гиматий назывался пеплос — большой кусок шер¬стяной материи. Размеры пеплоса менялись в зависимости от общественного положения и вкуса человека (Слайд 2). Одежда жителей древнего Египта была, напротив, в ос¬новном облегающей фигуру. Женщины носили узкое бумажное платье, плотно прилегавшее к телу. Платье это начиналось под грудью, поддерживалось на плечах особыми завязками (лямками) и спускалось до самых ног. Иногда оно было с рукавами. Это платье было национальным и называлось «калазирис». При нем и женщины и мужчины носили широкий кольцеобразный воротник, который закрывал плечи и верхнюю часть груди и служил украшением. (Слайд 3). Первые сведения об одежде времен Древней Руси относятся к периоду между VIII – XII столетиями. Женщины того времени носили длинную холщевую рубаху-сорочицу широкого прямого покроя, подпоясанную по бедрам и расшитую по краям. (Слайд 4). В XV- XVI вв. появились ночные сорочки и панталоны, которые долгое время были принадлежностью туалета только привилегированных слоев населения. Туалет — это совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняю¬щих костюм (украшения, цветы и т.д.). Костюм – устойчивые, типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия, эпохи. Слово "платье"имеет два значения. 1. Всю одежду, кроме белья и обуви, принято называть платьем. Существует лег-кое платье, которое надевают поверх белья, и верхнее, ко¬торое надевают на легкое платье (пальто, плащи, костюмы). 2. Кроме того, слово "платье" употребляется в более узком смысле, как вид женской одежды. (Слайд 5). 2. Силуэт в одежде Первое, что фиксирует беглый взгляд, брошенный на идущего мимо человека, — это силуэт прохожего. А "рису¬ет", создает силуэт одежда. Или она облегает фигуру, или она свободная, или даже "летящая". Силуэт — плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды. Именно в нем, силуэте, прежде всего отражается направление моды. (На слайде 6 показано, как изменялся силуэт женского платья в течение XX века.) Однако через определенные промежутки времени ли¬нии силуэта повторяются, но в разных вариациях в духе времени. Меняется мода, меняется и силуэт. Если вы хотите вы¬глядеть современно, нужно прежде всего найти свой силуэт, соответствующий времени. При всем многообразии совре¬менной одежды можно выделить четыре силуэта, которые на протяжении последних десятилетий постоянно в моде: • прямой, • полуприлегающий, • приталенный, • трапециевид¬ный. Для более точной характеристики силуэта его сравни¬вают с геометрическими фигурами.(Слайд 7) Прямой силуэт хорошо подходит практически для всех фигур. Одежда прямого силуэта может быть узкой, вытяну¬той или более широкой. Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры. При этом одежда может быть короткой или более длинной. Приталенный силуэт создают расширенная линия плеча, низа изделия и зауженная талия. Приталенный силуэт воз¬можен при узком или свободном лифе, расширенной или зауженной юбке. Силуэт "трапеция" — это силуэт, в котором расширение происходит от линии плеча или проймы. Расширение мо¬жет быть спокойным или более значительным. Силуэт "тра¬пеция" будет хорошо смотреться на стройной фигуре любо¬го роста. 3. Понятие о стиле Стиль (от греческого stylus – заостренная палочка для письма по воску) - манера, характер, идейно-художественные особенности произведения, автора. Одежда по своему характеру может быть деловая, наряд¬ная, непринужденно-спортивная. Характер одежды зависит от стиля. Различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.(Слайд 8) К классическому (деловому, элегантному) стилю относят вещи, которые мало подвержены капризам моды. Время от времени мода вносит в них небольшие изменения: чуть уже или шире плечо, лацкан, плотнее или свободнее изделие по линии талии. К ним можно отнести жакет, кардиган (удли¬ненный жакет без воротника), блейзер (женский жакет, вы¬полненный по образцу мужского пиджака классического стиля), брюки со складкой спереди, платье рубашечного по¬кроя, жилет.(Слайд 9) Одежда спортивного стиля удобна, комфортна. Она при¬емлема как для работы, так и для активного отдыха. Ас¬сортимент — куртки, блузки, юбки различной длины и оформления, комбинезоны, полукомбинезоны, джинсовая одежда.( Слайд 10) Романтический стиль (или фантазийный) представляет одежда нарядная, экстравагантная, подчеркивающая женвтвенность и обаятельность. Этому стилю присущи раз¬личного рода отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Здесь могут быть использованы и элементы на¬ционального (фольклорного) костюма. Одежда тонко дополняется бижутерией. Ткани воздушные, блестящие, бархатные, струящиеся.( Слайд 11) Гардероб девушки может состоять из одежды разных стилей, но выбор одежды должен соответствовать ее назна¬чению. Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В то же время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмо¬сферу дискотеки, а повседневная одежда — в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы. 4.Требования, предъявляемые к одежде Создавая одежду, следует исходить из определенных тре¬бований к ней — гигиенических, эксплуатационных, эсте¬тических и экономических.(Слайд 12) Гигиенические требования заключаются в том, что одеж¬да должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма человека (кожное дыхание, выделение водяных паров) и предохранять тело человека от внешних (механи¬ческих, химических) воздействий. Одежда создает вокруг человека микроклимат (искус¬ственный климат в воздушной прослойке между одеждой и телом человека), который определяется такими показа¬телями, как температура, влажность и содержание угле¬кислоты. Для того чтобы создать определенный микроклимат, одежда должна обладать теплозащитными свойствами, газо- и воздухопроницаемостью, гигроско¬пичностью. Гигиенические требования к одежде предпо¬лагают, что летнее женское платье для отдыха должно быть мягким, гигроскопичным, воздухопроницаемым и хорошо стираться. Обеспечение определенных гигиенических требований зависит от свойств материала, из которого изготовлена одежда, от формы и конструкции одежды. Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, что она должна быть удобной в носке, достаточно проч¬ной и износоустойчивой. Чтобы одежду было удобно но¬сить, ее размеры, расположение отдельных узлов и деталей должны соответствовать фигуре. Кроме того, необходимо, чтобы она не деформировалась — при долгой носке не теря¬ла форму, не боялась яркого света и проливного дождя. Из¬делие должно быть надежным, т.е. не разрушаться под воз¬действием кратковременных напряжений, например под действием растягивающих усилий. Износоустойчивость и надежность изделия зависят от покроя, конструкции изделия, свойств ткани, качества об¬работки, условий носки. Эстетические требования, предъявляемые к одежде, со¬стоят в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной. Она должна соответствовать хо¬рошему вкусу и одновременно воспитывать этот вкус. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности те¬лосложения и другие особенности внешности человека. Учет этих требований дает возможность создавать вырази¬тельную, красивую, изящную одежду, преображающую внешний облик человека. Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной. Экономичность моде¬ли во многом определяется конструкцией, так как от конст¬рукции изделия зависит расход ткани, а в себестоимости из¬делия стоимость материала составляет 85—90 %. 4. Виды и характеристика плечевых изделий (Слайд 13) Платье — женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Платье может быть отрезное по линии талии и не отрезное; с воротником, рукавами и без них; с застежкой спереди, сзади, сбоку и без застежки; ра г (щчмой длины, с различными видами отделки. Сарафан — разновидность платья, но без рукавом, шш i ип на бретелях, обычно без воротника. Халат — одежда, иногда удлиненная, почти до пят, с раз¬резом или застежкой от верха до низа, с рукавами и ворот¬ником и без них, с поясом и без него. Блузка — женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища. Блузка может быть с рукавами и без них, с за¬стежкой и без нее, с воротником и без него. Жилет — одежда с проймами, без рукавов, различной длины, с застежкой и без нее. 5. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом Научиться правильно снимать мерки важно не только для построения основы чертежа, но и для правильного подбора готовых выкроек, их проверки и коррекции под свои размеры. От точности снятия мерок зависит правильность по¬строения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фи¬гуре, поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать оп-ределенные правила. Правила снятия мерок 1. В процессе измерения сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать; 2. измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, со¬храняя привычную осанку, с опущенными руками. Все из¬мерения выполняют на фигуре в трусах и бюстгальтере; 3. линию талии фиксируют тесьмой или резинкой так, что¬бы она легла по самому узкому месту туловища; 4. сначала снимают мерки со стороны переда, начиная с обхватных, а затем со стороны спины; 5. мерки обхватов, длин, высот, а также мерку ширины пле¬чевого ската записывают в полную величину, а мерки полу¬обхватов, ширин и расстояний между центрами — в поло¬винном размере, так как на чертеже строят только одну по¬ловину изделия. Все величины записывают в сантиметрах. Измерения производят между антропометрическими точками: (Слайд 14) • шейная точка — вершина остистого отростка седьмого шейного позвонка; • точка основания шеи — точка на пересечении линии об¬хвата шеи с вертикальной плоскостью, рассекающей плече¬вой скат пополам; • плечевая точка — точка пересечения наружного края ак-ромиального отростка лопатки с вертикальной плоско¬стью, рассекающей плечевой сустав пополам; • сосковая точка — наиболее выступающая точка грудной железы; • точка высоты линии талии — наиболее вдавленная точка на боковой поверхности туловища; • задний угол подмышечной впадины — высшая точка дуги, образованная сочленением руки с туловищем. Размерные признаки (мерки) обозначают сокращенно следующими буквами: обхваты — О, полуобхваты — С, ши¬рины — Ш, высоты — В, длины, расстояния — Д. (Слайд 15). Строчными буквами или цифрами справа от прописных букв обозначают участки измерений, например: Сб — полуобхват бедер. Для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом снимают мерки, показанные на рисунке 43 и приведенные в таблице 14. Задание на дом: 1. Выучить основные понятия по теме урока. 2. §§ 18, 19 (вопросы в конце параграфов) 3. Принести см.ленту, линейку закройщика.
Презентация к уроку |