В «Программе воспитания школьника», составленной доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой, которой руководствуемся мы, учителя Барсовской средней общеобразовательной школы № 1, обозначены проблемы жизни: нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры. Предмет «Технология» занимает важное место в поло-ролевом воспитании мальчиков и девочек. На наших уроках дети примеряют на себя роль Хозяина и Хозяюшки в семье. Мы говорим о том, кем работают их папы и мамы, старшие братья и сестры, какую профессию хотели бы выбрать они по окончании школы. В нашей беседе я подвожу учащихся к тому, чтобы они сделали вывод, что есть профессии, виды работ, которые могут выполнить люди как женского, так и мужского пола. Но есть такие, которые могут выполнить только женщины или только мужчины. Какие это профессии и виды работ? Чем отличаются интересы и занятия девочек и мальчиков, девушек и юношей, женщин и мужчин? Участники нашей беседы так увлекаются, что незаметно для себя переходят на домашние, семейные интересы, занятия, обязанности. Заглянем в прошлое. В стародавние времена, чтобы воспитать будущих хозяюшек трудолюбивыми, уважительными, привить им любовь к домашнему очагу, развить понимание уюта, умение устроить быт, девочек с пяти – шестилетнего возраста знакомили и обучали традициям и обычаям своей национальной кухни, различным видам рукоделия. Их учили ткать, шить, вязать, вышивать, прясть. К тринадцати – четырнадцати годам у девушек было готово приданое, сшит свадебный наряд для себя и свадебная сорочка будущему суженому. Во время сватовства устраивался смотр приданого. Изделия, выполненные хорошей мастерицей, были настоящими произведениями искусства. Занятия рукоделием с раннего возраста имело и другое важное значение: воспитательное. У девочек разные характеры: есть терпеливые, уравновешенные, старательные, а есть очень подвижные, вспыльчивые и неусидчивые. Размеренные занятия, красивые рисунки вышивок и вязания, яркие нитки, мечты о будущей счастливой жизни – все это вносило свои коррективы в девичьи характеры. Известный педагог К. Ушинский так же обращал внимание взрослых на тот факт, что «если птичка посидит на ветке молодого деревца, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития». Вот почему так важно, чтобы наши дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам наши прадеды, веками отбирая все самое лучшее, бережно сохраняя, передавали его из поколения в поколение На уроке мы делаем вывод: какую бы профессию девушка, женщина ни выбрала, хозяюшкой в своем доме, хранительницей домашнего очага будет именно она. От нее во многом будут зависеть взаимоотношения в семье. И если не придется ей шить своими руками юбочки и платья, вязать сложные жакеты, то уж оторвавшуюся пуговицу или заплатку на брючки сына – сорванца пришивать придется именно ей. Разумеется, мы живем в другое время. Нет необходимости учиться прясть и ткать. Но при всей занятости, нехватке учебного времени, плотном календарно – тематическом планировании в каждом классе девочки изучают темы «Ремонт одежды», «Замена фурнитуры». Я показываю им, как лучше пришить маленькую пуговичку к детской одежде, как пришить пуговицу к мужской куртке или пальто, чтобы от тяжелой мужской одежды она не отрывалась как можно дольше. В восьмом классе в раздел «Поузловая обработка» включена тема «Обработка низа мужских брюк брючной тесьмой». Мы беседуем о том, что в семье взаимная любовь и уважение предполагают заботу друг о друге. Будущие хозяюшки аккуратно подшивают образец, стараясь понять и запомнить технологическую последовательность. Часто бывает так, что этот образец получается более аккуратным, чем модный метод обработки горловины летнего платья. Обучая только девочек, я имею возможность развивать в них то, что изначально заложено природой: умение быть заботливыми, нежными и ласковыми, умение уважительно относиться к любимому человеку. Ученый Стивен Петрилл и его коллеги из университета штата Пенсильвания проанализировали информацию по 8000 малышей трех-четырех лет: социально – экономическое положение их родителей, условия в доме, познавательные способности и навыки. Когда был учтен и генетический вклад, оказалось, что независимо от социально – экономического статуса родителей критическим для умственного развития малыша является хаос в доме. По мнению одного из авторов работы, все это легко объяснимо: «если ребенок растет среди полнейшего беспорядка, трудно представить, что он будет нормально учиться. Все его отвлекает, а сосредоточиться он еще не умеет». Поэтому я в своей работе стремлюсь научить девочек тонкостям обустройства уютного дома при помощи созданных своими руками творений: вышитых салфеток и картин, слепленных из соленого теста игрушек и сшитых кукол. В пятом классе при изучении темы «Интерьер жилого дома» девочки выполняют практическую работу «Кухня моей мечты». Будущие хозяюшки осваивают навыки поддержания чистоты и порядка в доме, учатся готовить вкусные блюда. На уроках кулинарии в шестом классе мы с моими ученицами обязательно варим манную кашу. Я раскрываю секреты приготовления этого замечательного блюда: как рассчитать соотношение крупы и жидкости, что нужно сделать, чтобы не пригорело молоко и каша получилась однородной, без комочков. Мы в своей жизни часто наблюдаем чудесные, заложенные природой рефлексы. Например: на уроке в ответ на мое предложение научиться варить манную кашу можно услышать: «Я каши не ем» или «Я не люблю молочные каши» и т.д. Интересно и замечательно то, что, приготовив манную кашу, девочки едят ее с удовольствием. Они – будущие мамы. А мы знаем, что ни один малыш не вырос без этого вкусного питательного блюда. Еще пример: маленькая девочка, едва научившись ходить, качает куклу, напевая ей. В программу первого года обучения в объединении «Хозяюшка» я включила раздел «Куклы из бабушкиного сундука». Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества. Для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. Кукла проста, но в этой простоте таится великая загадка. Вот история старинной обереговой колыбельной куклы Бессонницы. В давние времена, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая: Сонница-бессонница, Не играй моим дитяткой, А играй этой куколкой… Такая куколка оставалась в доме навсегда. Девочки принесли по два носовых платка, и мы попытались сделать Бессонницу. Заворачивали, перекручивали, складывали, вязали узелки и… мои маленькие рукодельницы начинали зевать, хотели спать. Значит, куколка-Бессонница и сегодня действует на ребятишек: успокаивает, оберегает. На нее не влияет время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. |