Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Сафари

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » 2010 » Март » 11 » Статья "ПОЛО-РОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ"
21:09
Статья "ПОЛО-РОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ"
В «Программе воспитания школьника», составленной доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой, которой руководствуемся мы, учителя Барсовской средней общеобразовательной школы № 1, обозначены проблемы жизни: нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры. Предмет «Технология» занимает важное место в поло-ролевом воспитании мальчиков и девочек. На наших уроках дети примеряют на себя роль Хозяина и Хозяюшки в семье. Мы говорим о том, кем работают их папы и мамы, старшие братья и сестры, какую профессию хотели бы выбрать они по окончании школы. В нашей беседе я подвожу учащихся к тому, чтобы они сделали вывод, что есть профессии, виды работ, которые могут выполнить люди как женского, так и мужского пола. Но есть такие, которые могут выполнить только женщины или только мужчины. Какие это профессии и виды работ? Чем отличаются интересы и занятия девочек и мальчиков, девушек и юношей, женщин и мужчин? Участники нашей беседы так увлекаются, что незаметно для себя переходят на домашние, семейные интересы, занятия, обязанности. 
Заглянем в прошлое.
В стародавние времена, чтобы воспитать будущих хозяюшек трудолюбивыми, уважительными, привить им любовь к домашнему очагу, развить понимание уюта, умение устроить быт, девочек с пяти – шестилетнего возраста знакомили и обучали традициям и обычаям своей национальной кухни, различным видам рукоделия. Их учили ткать, шить, вязать, вышивать, прясть. К тринадцати – четырнадцати годам у девушек было готово приданое, сшит свадебный наряд для себя и свадебная сорочка будущему суженому. Во время сватовства устраивался смотр приданого. Изделия, выполненные хорошей мастерицей, были настоящими произведениями искусства.
Занятия рукоделием с раннего возраста имело и другое важное значение: воспитательное. У девочек разные характеры: есть терпеливые, уравновешенные, старательные, а есть очень подвижные, вспыльчивые и неусидчивые. Размеренные занятия, красивые рисунки вышивок и вязания, яркие нитки, мечты о будущей счастливой жизни – все это вносило свои коррективы в девичьи характеры.
Известный педагог К. Ушинский так же обращал внимание взрослых на тот факт, что «если птичка посидит на ветке молодого деревца, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития». Вот почему так важно, чтобы наши дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам наши прадеды, веками отбирая все самое лучшее, бережно сохраняя, передавали его из поколения в поколение
На уроке мы делаем вывод: какую бы профессию девушка, женщина ни выбрала, хозяюшкой в своем доме, хранительницей домашнего очага будет именно она. От нее во многом будут зависеть взаимоотношения в семье. И если не придется ей шить своими руками юбочки и платья, вязать сложные жакеты, то уж оторвавшуюся пуговицу или заплатку на брючки сына – сорванца пришивать придется именно ей.
Разумеется, мы живем в другое время. Нет необходимости учиться прясть и ткать. Но при всей занятости, нехватке учебного времени, плотном календарно – тематическом планировании в каждом классе девочки изучают темы «Ремонт одежды», «Замена фурнитуры». Я показываю им, как лучше пришить маленькую пуговичку к детской одежде, как пришить пуговицу к мужской куртке или пальто, чтобы от тяжелой мужской одежды она не отрывалась как можно дольше.
В восьмом классе в раздел «Поузловая обработка» включена тема «Обработка низа мужских брюк брючной тесьмой». Мы беседуем о том, что в семье взаимная любовь и уважение предполагают заботу друг о друге. Будущие хозяюшки аккуратно подшивают образец, стараясь понять и запомнить технологическую последовательность. Часто бывает так, что этот образец получается более аккуратным, чем модный метод обработки горловины летнего платья.
Обучая только девочек, я имею возможность развивать в них то, что изначально заложено природой: умение быть заботливыми, нежными и ласковыми, умение уважительно относиться к любимому человеку.
Ученый Стивен Петрилл и его коллеги из университета штата Пенсильвания проанализировали информацию по 8000 малышей трех-четырех лет: социально – экономическое положение их родителей, условия в доме, познавательные способности и навыки. Когда был учтен и генетический вклад, оказалось, что независимо от социально – экономического статуса родителей критическим для умственного развития малыша является хаос в доме. По мнению одного из авторов работы, все это легко объяснимо: «если ребенок растет среди полнейшего беспорядка, трудно представить, что он будет нормально учиться. Все его отвлекает, а сосредоточиться он еще не умеет».
Поэтому я в своей работе стремлюсь научить девочек тонкостям обустройства уютного дома при помощи созданных своими руками творений: вышитых салфеток и картин, слепленных из соленого теста игрушек и сшитых кукол. В пятом классе при изучении темы «Интерьер жилого дома» девочки выполняют практическую работу «Кухня моей мечты». Будущие хозяюшки осваивают навыки поддержания чистоты и порядка в доме, учатся готовить вкусные блюда.
На уроках кулинарии в шестом классе мы с моими ученицами обязательно варим манную кашу. Я раскрываю секреты приготовления этого замечательного блюда: как рассчитать соотношение крупы и жидкости, что нужно сделать, чтобы не пригорело молоко и каша получилась однородной, без комочков. Мы в своей жизни часто наблюдаем чудесные, заложенные природой рефлексы. Например: на уроке в ответ на мое предложение научиться варить манную кашу можно услышать: «Я каши не ем» или «Я не люблю молочные каши» и т.д. Интересно и замечательно то, что, приготовив манную кашу, девочки едят ее с удовольствием. Они – будущие мамы. А мы знаем, что ни один малыш не вырос без этого вкусного питательного блюда.
Еще пример: маленькая девочка, едва научившись ходить, качает куклу, напевая ей. В программу первого года обучения в объединении «Хозяюшка» я включила раздел «Куклы из бабушкиного сундука». Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества. Для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. Кукла проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Вот история старинной обереговой колыбельной куклы Бессонницы. В давние времена, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитяткой,
А играй этой куколкой…
Такая куколка оставалась в доме навсегда.
Девочки принесли по два носовых платка, и мы попытались сделать Бессонницу. Заворачивали, перекручивали, складывали, вязали узелки и… мои маленькие рукодельницы начинали зевать, хотели спать. Значит, куколка-Бессонница и сегодня действует на ребятишек: успокаивает, оберегает. На нее не влияет время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых.
Категория: Косякова Светлана Антоновна (публикации) | Просмотров: 1300 | Добавил: СсветланА | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 5
5 СсветланА  
Уважаемые коллеги! Я очень благодарна вам за ваши отзывы. Для меня они служат большой поддержкой, т.к. все мы во многом держимся на энтузиазме, добром отношении к ребятам, которых учим, любви к делу, которому служим. Большое спасибо! Успехов всем нам smile

4 staruxa  
Спасибо за теплую и интересную статью. Очень приятно было прочесть. tongue

3 Lubоv  
Уважаемая Светлана Антоновна. От Вашей статьи веет добротой, чего в наше быстротекущее время часто не хватает детям. Спасибо Вам за интересный опыт, которым Вы делитесь.
С уважением, Любовь Семеновна.

2 AOV  
Коллеги, можно ещё выставить и оценочку smile

1 Kiseleva  
Спасибо, интересная и познавательная статья. biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru