Зарегистрированных Всего: 7234 За месяц: 0 За неделю: 0 Вчера: 0 Сегодня: 0 Из них Администраторов: 7 Модераторов: 7 Проверенных: 739 Пользователей: 6480 Из них Мужчин: 2109 Женщин: 5125
Новости образования
Главная » 2010»Июнь»25 » Профессиональная ориентация на уроках технологии.
19:25
Профессиональная ориентация на уроках технологии.
Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Цель профессиональной ориентации – достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних школьников это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других – длинная дорога вместе с педагогом и родителями в поисках своего призвания. В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Эта работа эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, её распространённости, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части. Учитель, в ряду основных целей, которые ему предстоит реализовать на каждом уроке, должен обязательно сформулировать и конкретные задачи профориентации учащихся. Исходить при этом надо из их возраста и уровня технико-технологических знаний, умений и навыков. Объём и сложность профориентационных сведений год от года возрастает. В 5-7 классах раскрывается содержание труда по профессиям изучаемых видом обработки материалов, о предметах и орудиях их труда, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Используются сведения по истории профессий, перспективах их развития, о гениях-самоучках изобретателях, новаторах производства. Сведения о профессиях целесообразно сообщать в виде кратких информационных комментариев. При этом можно рассказать, в какой профессинальной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном уроке, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях. Наиболее распространённые методы профориентации: • производственные иллюстрации и практические примеры; • задачи и упражнения с практическим содержанием; • учебно-практические и лабораторно-практические работы, близкие по характеру к производственным; • контрастные профориентационные вставки в учебный материал; • организация и проведение экскурсий. В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, которые могут возбуждать познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу. В 8-9 классах на уроках технологии изучается курс «Я и моя карьера» направленный на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирование карьеры. Курс «Я и моя карьера» рассчитан на 16 часов. Целесообразно изучать курс в последней четверти 8 класса и в первой четверти 9 класса. Цель данного курса заключается в формировании готовности к личному и профессиональному самоопределению. На уроках используются различные активные методы преподавания: • деловая игра; • тренинг; • дискуссия; • проектная деятельность; • исследование. Программа курса подразделяется на разделы. 1) Мир профессий (4 часа). Школьники уточняют и систематизируют свои знания о профессиях. 2) Самопознание (8 часов). Школьники стараются ответить на вопрос "Кто Я?", «Каковы мои интересы, способности, предпочтения, устремления и как я могу связать их со своим выбором профессии?» 3) Исследование карьеры (4 часа). Школьники подводят итоги самопознания. Отвечают на вопрос: "Как знания о себе помогут при выборе профессии, кто влияет на наш выбор". В рамках данного курса необходимо изучить с помощью анкетирования профессиональные намерения школьников. Изучение профессиональных намерений старшеклассников включает: • формирование общего представления о школьнике, т.е. имя, возраст, профессии родителей, их место работы и отношение родителей к профессиональному выбору школьника; • выявление интереса школьников к учебным предметам, следует уз-нать их любимые предметы, но ещё важнее – нелюбимые, что позволяет определить соответствие профессионального выбора и интереса к учебным предметам и сведений об успеваемости; • сбор информации о том, чем любит заниматься школьник в свободное время, соотнести с учебными интересами и это поможет уточнить сведения о профессиональных склонностях школьника; • выяснение, кто или что повлияло на выбор профессии, когда произо-шёл профессиональный выбор. Эта информация поможет определить устойчивость профессиональных интересов школьников. Для изучения интересов школьников к учебным предметам можно использовать известную методику «Карта интересов» или методику Л.Голомштока и О.Мешковской «Ориентировочно – диагностическая анкета направленности интересов»; профессиональных склонностей школьников – методику Е.А.Климова «Дифференциально – диагностический опросник». Необходимо проинформировать школьников о противопоказаниях к профессиям. Заключительным этапом профессиональной ориентации является профес-сиональная консультация школьника. Главная цель профессиональной консультации – на основе определённого уровня профессионального самоопределения создать индивидуальную программу для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути. При проведении профессиональной консультации: • педагог не может рекомендовать какую-либо одну профессию и даже несколько профессий; • педагог не должен торопиться делать вывод о профессиональной деятельности, которая может подойти школьнику. К концу 9-го класса выпускник изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно должен сделать определённый выбор. Школьнику необходимо самостоятельно определиться в профессиональном выборе, а педагог может только оказать ему помощь.
Литература.
1. Школа и производство, № 3 2001 г. 2. Н. Ф. Дик «Педагогический совет в общеобразовательном учрежде-нии», изд-во «Феникс», 2006 г. 3. Л. П. Мякинченко «Настольная книга завуча школы», изд-во «Феникс», 2006 г.
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)