План-конспект урока с элементами проблемного обучения. Технология 6 кл. Тема: «Виды и свойства металлов. Прокат» Цель урока. Образовательная: формирование знаний учащихся о видах и свойствах металлов, прокатном производстве, профилях проката. Развивающая: способствовать овладению умением анализировать, сравнивать, ставить и разрешать проблемы. Воспитательная: способствовать формированию трудовых качеств личности, совершенствовать экономическое воспитание учащихся. Оснащение занятия: информационная карта «Профили проката» (рис.1); комплект образцов профилей проката; слесарные тиски. Оформление классной доски: «Схема прокатки» (рис.2) Ход урока. 1. Организационный момент (5 мин). 2. Объяснение нового материала (30 мин ). 2.1. Кратко рассказать о чёрных и цветных металлах и сплавах. 2.2. Продемонстрировать совок и линейку и задать вопрос: Можно ли развёртку совка и линейку делать из одинаковой стали? Учащиеся приходят к выводу, что для изготовления совка и линейки требуется сталь одинаковой толщины, но различная по свойствам. В одном случае упругая, в другом – пластичная. Другие свойства металлов: прочность, твёрдость, хрупкость. Дать определение свойств металлов. Пластичность – свойство металла, не разрушаясь, изменять свою форму под воздействием внешних сил. Упругость – свойство металла восстанавливать свою форму после прекращения действия внешних сил. Твёрдость – свойство металла противодействовать проникновению в него другого тела. Прочность – свойство металла не разрушаться под действием различных нагрузок. Хрупкость – способность металла разрушаться при механических воздействиях. Каким главным свойством обладает зубило? стрела подъёмного крана? пружина? коробочка для мелких деталей? развёртка? Прокат – виды металлических изделий получаемых путём горячей и холодной прокатки. Прокатка – вид обработки давлением, при котором изменение формы металла осуществляется сдавливанием его между вращающимися валками Размеры и форма изделия зависит от профиля отверстия между валками. Прокаткой обрабатывается сталь, цветные металлы и их сплавы. Основные профили проката: пруток, труба, полоса, лист, квадрат, уголок, рельс, тавр, двутавр, швеллер. - 2.3. Продемонстрировать опыт. Раскрыть тиски, установив расстояние между губками в 100-120 мм, положить на них две полоски жести размером 140×20 мм. На полоски ставят гири (токарные резцы, заготовки), постепенно увеличивая нагрузку до разрушения конструкции. Значение предельной нагрузки записать на доске. Затем берут две такие же полоски и сгибают их. Одной придают форму уголка, другой – швеллера. Повторить опыт с уголком и швеллером. Учащиеся видят, что прочность конструкции значительно возросла, и они могут самостоятельно сделать вывод о значении различных профилей проката. Придавая материалу тот или иной профиль, можно увеличивать жёсткость и прочность конструкции без увеличения её массы, что позволяет экономить значительное количество металла. Записи в тетрадях учащихся. Свойства металлов: упругость, пластичность, твёрдость, прочность, хрупкость. Определение свойств. Прокатка – вид обработки давлением, при котором изменение формы металла осуществляется сдавливанием его между вращающимися валками . Размеры и форма изделия зависит от профиля отверстия между валками. 3. Закрепление нового материала (15 мин). На какие группы делятся металлы и сплавы? Какие Вы знаете свойства металлов? Каким главным свойством обладает зубило? Стрела подъёмного крана? Пружина? Коробочка для мелких деталей? Развёртка? Что называют сортовым прокатом? Как получают прокат? Что такое профиль проката? Какие Вы знаете профили проката? Где применяется прокат различного профиля? Приведите примеры. 4. Лабораторно-практическая работа (30 мин). Ознакомление с профилями проката. Порядок выполнения работы. 4.1. Подготовьте в рабочих тетрадях таблицу по следующему образцу. № п/п Название металлического проката Форма профиля проката 4.2. Ознакомьтесь с образцами металлического проката. Пользуясь рисунком, определите название образцов проката. 4.3. Запишите в таблицу названия образцов проката и зарисуйте форму их профиля. 5. Заключительный инструктаж (10 мин). 5.1. Подведение итогов занятия. 5.2. Домашнее задание. |