«ИЩИ В ТРУДЕ ПРЕКРАСНОЕ» ,Тема урока. Общие сведения о древесине, ознакомление с породами древесины и с образцами фанеры. 5 класс. План –конспект урока Цель урока: -расширить представление учащихся о значении древесины; --познакомить учащихся с наиболее распространенными в своей местности породами древесины; -воспитывать у учащихся бережное отношение к лесным насаждениям и привлечь внимание к необходимости защиты зеле¬ных насаждений. Технические сведения. Значение древесины в народном хозяйстве как кон-структивного материала и сырья; особенности строения, текстуры, твердости, плотности древесины разных пород. Оборудование и материалы. Линейки, угольники, карандаши, ножовки, приспособления для поперечного пиления, рубанки, лупы; одинаковые по раз¬мерам и форме отрезки древесины сосны, ели, липы, березы, дуба, ; диа¬фильм «Что должен знать учащийся о древесине»; стенды «Породы древесины», «Пороки древесины», образцы изделий из разных пород древесины и фанеры. Ход урока. 1. Организационный момент. Проверка списочного состава учеников и состояния их спецодежды. 2. Изложение нового материала. Беседа о применении древесины в народном хозяйстве, о ее свойствах, ко¬торая может сопровождаться демонстрацией фрагмента из диафильма «Что должен знать учащийся о древесине». 3. Лабораторно-практическая работа «Определение пород древесины и об¬ разцов фанеры». Ознакомление с породами древесины и с образцами фанеры Ознакомление учащихся с древесиной как кон¬струкционным материалом лучше провести в форме беседы. В ходе ее учитель задает учащимся вопросы, связанные с применением древесины(в начальных классах ученики уже познакомились с 2-3 породами древесины и их применением), выслушивает, дополняет и обобщает ответы, демонстрирует фрагменты диафильма «Что нужно знать школьнику о древесине». Сообща все приходят к выводу, что древеси¬на— ценный и широко используемый в народном хозяйстве конструкционный материал. Целесообразно предложить учащимся сравнить свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень. Учащиеся с помощью учителя отмечают, что древесина легкий, прочный, хорошо обрабатываемый ре¬жущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом. Одновре¬менно выявляют и отрицательные качества древесины: легкая загораемость, коробление при высушивании, загниваемость. Затем рекомендуется выяснить у школьников, какие древесные породы им известны и на какие два вида (лиственные и хвойные) подразделяются. Уча¬щиеся обычно легко называют и показывают на таблицах несколько древесных пород, растущих в данной местности. Из курса «Природоведение» школьники знают, что в растущем дереве различают три основные части: корни, ствол и крону. Пользуясь таблицами с изображением древесных пород, учитель осу-ществляет повторение ранее изученных сведений. Далее надо объяснить, что основной частью дерева, из которого изготав¬ливают самые разнообразные изделия, является ствол. С помощью соответ¬ствующей таблицы и образцов пиломатериалов учащиеся получают понятие о доске, горбыле, брусе, бруске, рейке, эти названия и их определения они заносят в свои рабочие тетради. Затем учащиеся демонстрируют образцы фанеры и просят назвать этот ма¬териал. С- частями фанеры и технологией ее получения школьники знакомятся, просмотрев диафильм «Производство фанеры». Необходимо объяснить учащим¬ся причину высокой прочности фанеры, сравнить ее свойства со свойствами пиломатериалов, привести примеры применения. Желательно отметить, что изго¬товление фанеры стало возможным лишь после того, как в России в начале прошлого века впервые изобрели способ получения шпона. Учащимся предлагается рассмотреть изделия и учащихся старших классов. 4.Практическая работа. Выполнить задания: -.Назовите разновидности лиственных и хвойных пород деревьев. -Определите породы деревьев по образцам, выданным учителем. -Измерить толщину фанеры и количество слоев. 5.Итог урока. Оценка практической работы учащихся, разбор допущенных ошибок. |