Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » 2009 » Март » 4 » План-конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий
19:26
План-конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий
Жизнь прекрасна или Технология борьбы со стрессом
(11 класс общеобразовательной школы)

Учитель технологии высшей категории

<FONT SIZE=3>'''Петрова Ольга Александровна'''</FONT>

8 февраля 2007 года

Цель урока:

1. Ознакомить с понятием стресса и его влиянием на жизнь человека

2. Научить сохранять свое здоровье, т.е. бороться со стрессом

Методическое оснащение урока:

Материально-техническое оснащение:

Кабинет обслуживающего труда

Музыкальный проигрыватель

Мультимедийный проектор с экраном

Дидактическое обеспечение:

Электронная презентация «Жизнь прекрасна или технология борьбы со стрессом» (Приложение 1)

Папки с методикой выполнения упражнений специальной антистрессовой гимнастики (Приложение 2)

Доклад творческой группы учащихся (Приложение 3)

Методы обучения:

1. Беседа

2. Демонстрация презентаций и их комментирование

3. Выступление творческих групп учащихся

4. Закрепление полученных знаний и умений

5. Практическая работа учащихся

Тип урока: Урок-семинар

Ход занятия:

1. Организационный момент (1 минута)

Проверка отсутствующих на уроке, готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся (5 минут)

Все болезни – от нервов. Эта классическая поговорка нынче – одна из самых ходовых. Стресс стал неотъемлемым спутником нашей жизни, как бы мы ни старались его избежать.

Что такое стресс?

(Ответы учащихся: нервное напряжение, расстройство по любому поводу, плаксивость и др.)

Стресс (в переводе с французского «напряжение») – не что иное, как один из механизмов адаптации нашего организма к воздействиям внешней среды. Что происходит дальше – известно. В ответ на встряску в нашем организме начинается всеобщая мобилизация: мозг посылает сигнал тревоги, выбрасывая в кровь гормоны, призванные привести все наши органы и системы в режим повышенной боевой готовности. История знает немало примеров, когда в состоянии стресса творческие люди создавали свои самые великие произведения. «Реквием» Моцарта, сонаты Бетховена – яркий тому пример. У многих из нас в критической ситуации как бы открывается «второе дыхание», совершенно обычные люди способны, как говорится, горы свернуть.

К тому же гормоны стресса (прежде всего адреналин) оказывают стимулирующее действие на иммунитет, активизируют работу сердца, углубляя дыхание, расширяют коронарные сосуды. Генетики медицинского факультета Берлинского университета выяснили: в момент встряски клетки организма начинают делиться в 1,8 раза быстрее. И в этом смысле стресс – прекрасный тренажер, позволяющий держать организм в «форме», закаливающий иммунную и нервную системы, помогающий нам справляться с перегрузками.

Также доказано, что выброс адреналина оказывает мощное обезболивающее действие. Если у вас болит голова или зуб, в стрессовой ситуации боль пройдёт: организм на биохимическом уровне просто переключится на решение более важной задачи.

Давайте же проверим, что вы в свою очередь можете рассказать о стрессе. Как часто вы с ним сталкиваетесь? Часто ли вы или ваше окружение оказываются в стрессовой ситуации? Каковы последствия стресса, с которым вы столкнулись? Есть ли необходимость в борьбе со стрессом? (Демонстрация слайда «Стресс»)

3. Сообщение темы и цели урока (2 минуты)
А может, делать это как раз и не стоит? К чему всю жизнь играть в кошки-мышки с происками судьбы?

С другой стороны, когда стресс длится долго, защитные силы организма изнашивают его органы и системы (в первую очередь – сердечно-сосудистую и нервную). Такой чрезмерный, затянувшийся стресс специалисты называют «дистрессом» (от английского «несчастье», «недомогание») и считают одной из причин таких заболеваний, как гастрит, язва желудка, гипертония, бронхиальная астма, сахарный диабет, болезни щитовидной железы.

Постоянный дистресс поражает также иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям. Не секрет, что зачастую именно перенесённый стресс является катализатором осеннее – зимних эпидемий гриппа и ОРВИ. Верными признаками перегрузки также могут быть боли в позвоночнике, изжога, тошнота, головокружение, мышечный спазм, головная боль.

О душевном состоянии человека, попавшего под прессинг дистресса, вообще говорить не приходится. Чувство усталости и разбитости, невозможность сосредоточиться на чём-то, ухудшение памяти, повышенная возбудимость и раздражительность, плохой, тревожный сон – эти психологические проявления дистресса знакомы многим.

Таким образом, со стрессом нужно бороться, и бороться надо всеми доступными методами. Именно этому посвящено наше сегодняшнее занятие.

4. Изложение нового материала (10 минут)
В медицинском мире это открытие, автором которого стал известный шведский учёный Франкенхойзер, в своё время стало настоящей сенсацией. (Демонстрация слайда). Разделив в соответствии с индивидуальной биохимической реакцией людей на «кроликов» и «львов», исследователь показал, насколько разными могут быть реакции на одно и то же событие. Надпочечники кролика – очень тревожного существа – вырабатывают в основном адреналин, а надпочечники хищников, в частности льва, - норадреналин. И это различие встречается не только у животных.

С годами представления учёных о типе реакции на стресс расширились. (Демонстрация слайда). Обследовав около 10 000 людей, находящихся в состоянии нервного напряжения, эскулапы разделили их на три группы: адреналиновая, норадреналиновая и смешанная. Последним пережить стресс и его последствия оказалось тяжелее всего. «Благодаря» выделяющейся при стрессе в больших количествах в кровь гремучей смеси сразу двух гормонов (адреналина и норадреналина), эти очень эмоциональные, чувствительные люди чаще всего от неприятных эмоций и трудных ситуаций убегают в болезнь. Они остро реагируют на события. Им свойственны резкие колебания настроения и непредсказуемые поступки.

Не позавидуешь и тем, кто относится к адреналиновой группе. Гиперответственность и повышенная тревожность – отличительная их черта. Именно среди таких людей чаще всего встречаются трудоголики, не чувствующие грань, за которой преданность работе переходит в нездоровую зависимость. Они не могут расслабиться даже во сне. Как только случаются ЧП, требующие незамедлительных решений и чётких действий, в их работе неизбежно наступает ступор.

Люди норадреналиновой группы внешне, напротив, очень спокойны. Но это впечатление обманчиво. Немногословность и медлительность сочетаются у них с внутренним напряжением и мнительностью, навязчивой фиксацией на неприятных переживаниях. Человек с сердцем льва не умеет расслабляться и рискует быстро «сгореть».

Проверьте себя: знаете ли вы первые признаки нервного напряжения, свидетельствующие, что вы попали в жестокие объятия стресса? (Демонстрация слайда).

• Тянущая боль в шее, спине или пояснице. До недавнего времени врачи списывали эти ощущения на миозит, радикулит, остеохондроз, но теперь учёные доказали: в большинстве случаев именно стресс повышает тонус скелетной мускулатуры и вызывает неприятные ощущения в этих областях.

• Чувство разбитости после сна.

• Отсутствие интереса к удовольствиям. Когда голова забита неразрешёнными проблемами, человек попадает в расставленную подсознанием ловушку: на глубинном психологическом уровне запрещает себе получать удовольствие от жизни. А в нём-то он и нуждается больше всего.

• Рассеянность и забывчивость. Вы трижды переписываете квитанции в сберкассе, не можете припомнить номер своего собственного телефона и подсчитать в уме потраченные деньги. Путаница в цифрах – один из самых распространенных симптомов стресса, как и другие признаки: общая несобранность, забывчивость, рассеянность и нерасторопность. При нервном перенапряжении эффективность работы мозга падает и он подаёт сигнал – пора расслабиться!

5. Физкультминутка (1 минута)

6. Работа творческих групп учащихся (15 минут)
Впрочем, не все так безнадёжно, как кажется. Врачи на скрывают: то, какими будут последствия перенесенного вами стресса, во многом зависит от вас.

Существует множество способов борьбы со стрессами. Творческие группы должны были подготовить для нас сообщения об этих способах.

Давайте послушаем, какой материал они подготовили нашему вниманию.

Далее идут выступления учащихся: снятие стресса при помощи видео- или аудиометода, питания, общения с животными и людьми, изменения питания и занятий физическими нагрузками и танцами. Следует обсуждение разных предложенных способов.

7. Закрепление изученного материала. Практическая работа (7 минут)
Снять стресс помогают самые простые методы, которые не требуют специального оборудования и больших затрат времени. Я предлагаю воспользоваться дыхательной гимнастикой, предложенной модной нынче йогой. В папках, которые есть у вас, вы найдёте описание этих простых и доступных упражнений. Их можно делать в любом месте, где застиг вас стресс. Чтобы вы правильно их выполняли, попробуем их сделать прямо сейчас, все вместе (Приложение 2).

8. Подведение итогов занятия
Медики доказали, что утех, кто разучился радоваться жизни, снижается иммунитет, их подстерегают вирусы и простуды. Допустить этого никак нельзя. Надо срочно разрабатывать свою программу действий. Надеюсь, что те знания, которые вы получили на сегодняшнем занятии, помогут вам разработать свою собственную программу борьбы со стрессом. Мы все сегодня отлично поработали и теперь нам стресс не страшен. Демонстрация заключительного слайда презентации).

Приложение 2

Упражнения для снятия стресса:

• Воображение спасает от волнения. Медленно осмотритесь по сторонам, переводя взгляд с предмета на предмет и мысленно описывая их внешний вид, - это поможет вам отвлечься. Чтобы успокоиться, посмотрите на небо через окно, понаблюдайте за облаками.

• Закрыв глаза, представьте, что рисуете мелом на доске горизонтальную восьмёрку – знак бесконечности.

• По мнению врачей, когда человек подавлен или расстроен, он рефлекторно сдерживает дыхание. Примите позу сосредоточения, как мудрые йоги: стоя, глаза прикрыты, голова опущена, ладони сложены перед грудью, стопы параллельны друг другу, на ширине плеч.

• Поднимите плечи – вдох, опустите – выдох.

• Отведите плечи назад и слегка сдвиньте лопатки – вдох, округлите спину – выдох.

• Поднимите одно плечо вверх – вдох, опустите – выдох. Это же проделайте другим плечом.

• Наклоните голову назад и сведите лопатки – вдох, медленно округляйте спину и опускайте голову, пока не упретесь подбородком в грудь – выдох (в пояснице не прогибайтесь).

• Медленно и спокойно вдохните. Разверните корпус в сторону, не двигая бедрами, - выдох. Вернитесь в исходное положение – вдох. Выполните то же в другую сторону.

• Поочерёдно поднимайте плечи, дыхание произвольное.

• После разминки буквально несколько секунд отдохните в любой расслабленной позе.

• Основной комплекс: дыхание нижнее (брюшное) – успокаивающее. Сконцентрируйте внимание на области пупка, грудная клетка неподвижна. Выпятите живот – вдох, подтяните выдох. Дышите медленно и спокойно.

• Дыхание среднее (диафрагмальное) – укрепляющее. Сосредоточьте всё свое внимание на области солнечного сплетения, живот неподвижен. Наберите воздух в грудную клетку, сделайте вдох, вернитесь в исходное положение – выдох.

• Дыхание верхнее (грудное) – радостное. В центре внимания – ямочка в месте соединения ключиц, живот неподвижен. Делая вдох, вдохните полной грудью и сделайте выдох, слегка опустив грудную клетку.

• Дыхание полное (смешанное) – гармоничное. Сконцентрируйте внимание на потоке воздуха. Выпятите живот, расширяя и поднимая грудную клетку, – вдох, подберите живот, опустите грудную клетку, - выдох. И вдох, и выдох начинайте с движения живота.

• Дыхание «ХА» – очищающее. Медленно вдохните через нос, поднимая руки вверх. На несколько секунд задержите дыхание. Сделайте неполный выдох через рот. Быстро наклонитесь вперёд и резко выдохните воздух через рот, произнося звук «ХА». Повторите это упражнение 3 раза.

• Дыхание человека, задувающего свечу, – освобождающее от отрицательной энергии. Вдохните через нос. Задержите дыхание. Сделайте 3 коротких резких выдоха через рот, сложив губы трубочкой. Повторите это упражнение 3 раза.

• Дыхание шипящее – стимулирующее. Медленно вдохните через нос. Задержите дыхание. Немного приоткройте рот и не спеша выдохните со звуком «С». Повторите это упражнение 3 раза.


Приложение 3

Лечение с помощью животных (доклад творческой группы)

Ученые уже давно исследуют, каким образом общение с животными влияет на психику человека. Оказывается, бессловесные Мурки и Шарики способны воздействовать на нас ничуть не меньше, а может быть, даже и больше, чем мы на них. - В принципе любое домашнее животное - психотерапевт. А собака вообще ходячий антидепрессант. Достаточно просто находиться рядом с ней, ласкать, гладить, гулять - оздоровительный эффект будет налицо. Собственно поглаживание шерсти любого домашнего животного своего рода подзарядка для человека, и она ему просто необходима. А то, что хозяину приходится регулярно в любую погоду гулять со своим питомцем, уже приносит ему огромную пользу.. Люди имеющие собак, гораздо реже посещают врачей. Одинокие собаковладельцы вдвое меньше подвержены депрессиям, чем одиночки, у которых нет собак. Да и самые счастливые и благополучные дети растут в семьях, где есть собака. Подвижный, активный ребенок избыток своей энергии с пользой потратит на общение с четвероногим другом, а нерешительному и замкнутому малышу животное поможет установить контакт со сверстниками, стать более раскованным. Контакт с собакой способствует снятию спазмов. Американские исследователи доказали, что трехминутное поглаживание четвероногого друга по голове приравнивается к приему одной таблетки ношпы. Кроме того, собака не только прекрасно поддерживает в норме эмоциональное состояние хозяина, но и может оказать первую медицинскую помощь - ведь ее слюна содержит антибиотик лизоцим, который способствует заживлению ран.

Направленное лечение - это лечение лошадьми. список заболеваний, при которых полезна терапия верховой ездой, очень велик. И дети, и взрослые после травм головного и спинного мозга, после инсультов или же с такими тяжелыми заболеваниям, как рассеянный склероз или эпилепсия, на собственном опыте убеждаются в благотворном эффекте иппотерапии. Например, не было случая, чтобы больного эпилепсией припадок настиг во время прогулки верхом. Даже медицинская литература отмечает такой удивительный факт. У тяжелых неврологических больных улучшается координация движений, они становятся более собранными и подвижными. Кроме того успешно лечатся остеохондроз и сколиоз, происходит быстрое восстановление после операций на тазобедренном суставе.
Во время неторопливой прогулки верхом на лошади все мышцы наездника получают такую же нагрузку, как при ходьбе, плюс ему поневоле приходится выдерживать идеальную осанку и безупречный ритм. Человек вроде бы ничего сам сознательно не делает, но в то же время, повинуясь движениям лошади, задействует огромное количество мышц спины, бедер, брюшного пресса, ног и даже рук. А так как температура тела лошади от природы выше, чем у человека, то вся работающая мускулатура седока еще и прогревается. Обучаясь верховой езде, мы волей-неволей развиваем чувство равновесия - хотя бы для того, чтобы не свалиться с седла, и тренируем вестибулярный аппарат, так как наше положение в пространстве постоянно меняется. Поэтому прогулка верхом нормализует наш тону, то есть избавляет напряженные мышцы от спазмов и в то же время стимулирует активность черезчур расслабленной мускулатуры. Такие задачи не под силу выполнить даже самому искуссному массажисту - он не в состоянии работать со всеми мышечными группами, одновременно прогревая их и заодно тренируя навыки равновесия и координацию движений.

Средство от одиночества

Руководитель группы исследований экологии животных в Кембриджском университете Джеймс Серпелл считает, что домашние животные оказывают своего рода эмоциональную поддержку, которой порой не хватает даже в семьях, не говоря уж об одиноких людях. По его мнению, ее можно с полным основанием отнести к настоящей психотерапии. Ведь в процессе общения для человека важно не только то, что он слышит, но и как его слушают. Поэтому тот факт, что домашние животные слушают и, кажется, понимают нас, но не задают вопросов и не дают оценок, может быть их самым притягательным качеством как друзей.

Отношения между домашними животными и их владельцами весьма схожи с отношениями, которые психотерапевты стремятся наладить со своими пациентами. Однако есть и существенное различие, которое усиливает лечебное воздействие кошек и собак на здоровье людей: к врачу пациент относится нейтрально, а вот своих домашних животных хозяева очень любят. И это куда лучше всяких, в том числе даже патентованных, лекарств снимает стресс. Как утверждает Серпелл, наша уверенность, самооценка, способность справляться с жизненными трудностями и, в конце концов, общее самочувствие напрямую зависят от этого чувства «нужности». Одиноким же людям, которым жизнь нередко кажется пустой, забота о любимцах может придать дополнительный смысл, оградить от приступов депрессии.

Аквариум для поддержки здоровья

Пионером анимотерапии стал нью-йоркский врач Б.Левинсон. «Однажды рано утром я усердно писал, сидя за письменным столом, а Джинглс, так звали мою собаку, лежал у меня в ногах. Вдруг раздался звонок в дверь. Я никогда не разрешал ему присутствовать при приеме больных, однако в этот день никто не был записан на такой ранний срок. В кабинет вошла чрезвычайно взволнованная женщина с ребенком…» К величайшему удивлению врача и матери, замкнутый, мрачный ребенок не выказал никакого страха и сразу начал ласкать и обнимать собаку. Целый час врач наблюдал за игрой мальчика и собаки. «А можно мне прийти еще раз поиграть с Джинглсом?» — спросил ребенок в конце сеанса. Несколько следующих сеансов он провел, играя с собакой и не обращая никакого внимания на врача. Но вскоре его привязанность к собаке частично распространилась и на ее хозяина. Врач смог поговорить с ребенком, составить мнение о его болезни и частично разрешить проблемы, назначив соответствующее лечение. Вскоре Левинсон взял себе в помощники еще и кошку, а потом поместил в приемной аквариум с яркими тропическими рыбками…

Возьмите на заметку

* Плавные движения разноцветных рыбок снимают стресс любой напряженности. Помимо этого, они лечат простуду и астму: вода, испаряясь из аквариума, делает воздух более влажным, а потому более полезным для здоровья. Известно, что сухой воздух вреден для органов дыхания — он повышает восприимчивость к инфекциям. А наблюдение за рыбками помогает при лечении нейродермитов. Они отвлекают больного от постоянного зуда кожи.

* Кинотерапия — лечение с помощью собак, особенно помогает пожилым людям. Выгуливая собаку, они больше двигаются и дышат свежим воздухом. Такое лечение облегчает состояние при атеросклерозе, избыточном весе, стрессах, болезнях сердца и кровообращения, ревматизме. Язык собаки — отличный антисептик. В ее слюне содержится лизоцим. Это вещество защищает от бактерий и помогает заживлять раны. Собака может выступить и в роли грелки. Животное не только согревает без перебоев, но и «оттягивает» боль, помогает от радикулита и остеохондроза.

* Если использовать кошку как грелку, облегчается состояние при артрите и воспалении придатков. Кошка хорошо успокаивает нервы. Надо только погладить ее по шерстке, и напряжение пройдет. Эта же процедура снижает кровяное давление и нормализует пульс. Кошки так хорошо снимают стресс, что могут облегчать «ломки» алкоголиков и наркоманов.

* Птицы помогают от мигреней, способствуют расслаблению и повышают настроение. Канареек и попугайчиков рекомендуется заводить людям, вынужденным подолгу лежать в постели или страдающим депрессиями.

* Общение с хомяком, мышью или кроликом облегчает состояние при болезнях суставов. Эти животные помогают замкнутым и не уверенным в себе людям победить страх перед общением с незнакомой компанией.

* Иппотерапию — лечение с помощью лошадей — «прописывают» при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости. Иппотерапия помогает справиться с последствиями инсультов, снижает гиперактивность и болезненную возбудимость. Во время верховой езды человек раскачивается в трех направлениях: влево-вправо, вперед-назад, вверх-вниз (в отличие от гимнастики, при которой он двигается только влево-вправо и вперед-назад), что развивает подвижность, чувство равновесия, улучшает координацию движений.

Используемая литература:
1. Практическая психология для женщин или как быть счастливой – М.: АСТ-ПРЕСС,1998.
2. Н.Н.Исмуков. Адаптированная йога для всех. – Ростов н/Д, 2003.
3. Берегите свои нервы. Журнал «Добрые советы» № 2,2006.
4. Чтобы голос не болел – тренируйся. Журнал «Лиза» № 29,2006.
5. Советы «зажатым» и сверхчувствительным. Журнал «Психология» № 12,2007.
6. Рецепты здоровья и долголетия. Сборник – Днепропетровск: «РОСТОК»,1994.

Категория: Петрова Ольга Александровна | Просмотров: 6806 | Добавил: Petrova_o | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru