Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Сафари

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » 2010 » Июнь » 18 » Образ птицы в народном творчестве. лоскутная пластика
22:42
Образ птицы в народном творчестве. лоскутная пластика
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛНЕЧНАЯ СОШ №1» 

 Экзаменационная работа  «ОБРАЗ ПТИЦЫ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ» (Настенное панно )

Автор :  Смитиенкова Екатерина, Ученица 9А класса. 
 Учитель :  Волощук Нина Анатольевна, учитель технологии. 

 п.Солнечный, 2010г. 

 Творческий проект   «ОБРАЗ ПТИЦЫ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ» 

Автор: Смитиенкова Екатерина 9А 
Учитель:  Волощук Нина Анатольевна, учитель технологии. 

АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящёна созданию панно для оформления интерьера детской комнаты. Ученица подробно рассмотрела возможности использования рисунков и изображений, материалов для изготовления панно в технике аппликации. Разработала эскиз модели, дали экономическое обоснование и технологическую последовательность работы в технике аппликация ткань по ткани.
Реферат содержит объёмную историческую справку по описанию образа птицы в народном творчестве и аппликации – как вида рукоделия.
Автор считает, что проект будет интересен тем, кто любит заниматься рукоделием, кому интересно не только изготовить предмет своими руками, но и история народного творчества.

 п.Солнечный, 2010г. 

Презентация 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 4
1.1.Исследование, выявление традиций, истории, тенденций, вида рукоделия.
1.2. Традиции изображений в народном творчестве
2 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
2.1. Экологическое обоснование проекта.
2.2. Экономическое обоснование проекта.

3 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАННО
3.1. Правила техники безопасной работы
3.2. Материалы и инструменты используемые для изготовления аппликации
3.3. Технология изготовления аппликации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ
Обоснование возникшей проблемы и потребности.
На уроках технологии нам предложили разработать проект на тему «Декоративное панно». В детской комнате нашего дачного дома есть стена, которая требует ремонта. Изготовленное мною панно хорошо закроет эту стену. Я решила пойти в направлении традиционного народного творчества.
На уроках технологии мы научились новым видам техник ручного рукоделия – аппликация ткань по ткани. С помощью этой техники можно выполнить множество работ. Тем более я очень люблю шить на машине и с удовольствием шью.
Цели:
1. Совершенствование своих возможностей в проектной деятельности.
2. Разработка и выполнение творческого проекта.
3. Оценка проделанной работы.
Задачи :
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
2. Разработка идей, вариантов. Анализ идей и выбор оптимального варианта.
3. Исследование, выявление традиций, истории, тенденций.
4.Выбор материалов.
5.Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
6.Последовательность изготовления изделия.
7.Контроль качества.
8.Расчёт себестоимости
9.Оформление проекта.

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1.1.Исследование, выявление традиций, истории, тенденций, вида рукоделия.
 Аппликация — один из самых древних видов при¬кладного искусства.Предметы быта с отделкой в технике аппликации создавались уже 2,5 тысячи лет назад! Такая отделка возникла благодаря извечному желанию человека украсить свое жилище, одежду, утварь. 
 Аппликация (от латинского «аррliсаtiо» /аппликацио/— прикладывание) создается путем вырезания, наложения различных форм и закрепления их на другом материале. 
 Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники исполнения. Каждый материал имеет свою фактуру, которая оказывает определяющее влияние на технику вы-полнения аппликации: например, такие материалы, как бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями. Ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются. 
 Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широкого использования аппликации. 
 Отличительным признаком аппликации является силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен. 
 Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, человек, дом, машина и т. д.), сюжетной, отображающей совокупность действий, событий, декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. 
Аппликацию выполняли из кожи, меха, войлока, украшая одежду, обувь, жилище, кочевые народы с древних времен.
 Археологи среди материалов раскопок курганов находили большой войлочный ковер, украшенный женскими фигурами и фигурами всадников, а также различные предметы конской упряжи, оформленные аппликацией из войлока и кожи. 
 Современные мастера, используя совершенную технику и новейшие материалы, работают в технике аппликации интересно, разнообразно и подчас неожиданно. Абстрактные и примитивные картины, мозаичные панно и оформление одежды, предметы интерьера и бытовые мелочи — вот неполный перечень возможностей этого традиционного и всегда нового вида искусства. 
 На протяжении многих веков в деревнях и маленьких городках Польши наряду с живописью, которая была достоянием узкого круга людей, развивалось народное творчество — выцинанки. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб. 
 К древнейшим мотивам аппликации относятся так назы¬ваемые «деревца» (узоры, очертания которых напоминают разветвленное дерево), человеческие фигурки, петухи, ажурные салфетки с бахромой или окаймленные надрезами, напоминающими острие стрел. В тематических вырезках преобладали узоры, изображающие деревенские свадьбы, праздники. 
Продолжают вырезание из бересты ажурных шкатулок и ларцов жители Шемаготской артели Вологодской области.
Используется аппликация и в оформлении современной, особенно детской и молодежной, одежды.
1.2. Традиции изображений в народном творчестве
Мы познакомились с. традициями использования образов в народном творчестве. Нас заинтересовал образ птицы, который несет в себе определенный замысел. Наше внимание привлекли «Чудо птицы» и «Райские птицы».
Птицы – вестники богов, знающие правду, данную богами, и несут ее на землю, помогая героям.
Птица — один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом.
«Чудо-птица» - птица сказочная, которая несёт в себе добро, свет и веру в чудо.

Мифическая птица, имеющая человеческое лицо и пленяющая людей сладким пением, хорошо была известна на Руси и называлась Сирин. В древнерусской мифологии Сирин — райская птица-дева.
Гомер в «Одиссее» рассказывает, что Одиссей, желая услышать пение сирен и остаться живым, заткнул уши своим спутникам воском, а себя велел привязать к мачте. Сирены, соблазняя его, обещали ему всеведение:
Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец,
Сердце усладного пенья на нашем лугу не послушав;
Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав,
Знаем мы всё, что случилось в троянской земле и какая
Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян;
Знаем мы всё, что на лоне земли благодатной творится.

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.

Алконост же, напротив, предстаёт символом неизбывной печали, средоточием власти темных сил:

Другая – вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над её ветвистым троном
Нависло чёрное крыло.
Птица Алконост как птица грусти и печали встречается и в творчестве Н.А. Клюева, которому древнерусская мифология вообще была особенно близка. Вот в каком переосмысленном, если можно так выразиться «русифицированном» виде предстает миф об Алконосте у Клюева в поэме «Погорелыцина»:


Резчик Олёха – лесное чудо,
Глаза – два гуся, надгубье рудо,
Повысек птицу с лицом девичьим,
Уста закляты потайным кличем.
Заполовели и древа щеки,
И голос хлябкий, как плеск осоки,
Резчик учуял: «Я – Алконост,
Из глаз гусиных напьются слёз!

Ещё одна райская птица – Гамаюн – пришла в отличие от Сирина и Алконоста на Русь не из Греции. Корни её отыскиваются, по мнению академика О.Н. Трубачёва, на Востоке. Трубачёв замечает, что птица – прообраз птички гамаюн «была не только райской, но и хитроумной. Образ этот, родившийся, вероятно, ещё на почве иранского фольклора, рано пересёк границы стран и культур и стал международным» . На Руси птица Гамаюн была хорошо известна из различных сочинений естественнонаучного и географического характера.


Словно семь богатых лун
На пути моём встаёт –
То мне птица гамаюн
Надежду подаёт!

Любопытные сведения о «царском» величии птицы гамаюн можно найти в статье В.К. Трутовского о Смоленском гербе (возможно, статья не была опубликована):
«Птица Гамаюн, называемая у татар «Гюмай», а в турецком языке «Гюма...» считается среди мусульман особенно важной и многозначащей, как для всякого рядового правоверного, так и для мусульманских владык... над кем она пролетит так близко, что крыльями своими повеет ему на голову, тот будет непременно владыкой. Отсюда в турецких языках создалось слово «гумаюн», что в первоначальном своём значении равносильно слову „августейший"». Птица гамаюн была столь популярна на Руси, что название её даже использовалось как внутрисемейное имя, от которого произошла фамилия Гамаюнов
Интересно отметить, что Гамаюн, такая же райская птица, как Алконост и Сирии, никогда не изображалась на лубке с ними вместе. Она, как вещунья, всегда одинока. Такова она и на картине В.М. Васнецова. А. Блок, потрясённый этой картиной, пишет в феврале 1899 г. небольшое стихотворение «Гамаюн, птица вещая»:

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облачённых
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятённых...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

В 1900 г. А. Блок попытался опубликовать это стихотворение, как и второе, посвящённое Алконосту и Сирину, в журнале «Мир Божий». Пробежав стихи, редактор журнала старый либерал В.П. Острогорский сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» – и выпроводил поэта «со свирепым добродушием». Опытный редактор не понял, не разглядел, что перед ним поэт, которому самому суждено было стать вещим Гамаюном, что его устами древняя птица предвещала время неслыханных катастроф и потрясений, «и трус, и голод, и пожар», и «казней ряд кровавых», и «злодеев силу, гибель правых» – всё то, что суждено было испытать России в наступающем XX в.
Так пришедшая из глубины времён иранская хитроумная птичка обратилась на рубеже веков в устах великого поэта в грозную вещунью судьбы огромной страны.

2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Экологическое обоснование проекта.

С давних времён для изготовления изделий из лоскутков использовали остатки ткани от пошива одежды. Женщины, изготавливая свои изделия, подходили к процессу изготовления не просто технически, а готовились к нему как, своего рода, ритуалу. В работу шли цельные куски изношенной одежды. Во времена ритуального действия костюм рассматривался человеком как особый организм, в котором воедино сплетались утилитарность использования, его «вещественность» и насыщенность духовным содержанием.
Ткань в одежде долгое время была в употреблении, проходила вместе с человеком через многие календарные и семейные обряды. Затем ткань изнашивалась и была на грани возврата в мир природы. И только оставшиеся цельные куски вырывались из одежды и возвращались человеку в виде новых ковриков, панно, подушек и одеял.
В нашем изделии использованы остатки ткани от пошива постельного белья и домашних платьев, от пошива нарядного костюма и брюк. Таким образом, мы дали вторую жизнь некоторым вещам, которые были направлены в мусорное ведро.

2.2. Экономическое обоснование проекта.

1. Ткань для основы – лён оливкового цвета 140 см*140 см 150 рублей
2. Ткань для основы – лён зелёного цвета 140см* 140 см 300 рублей
3. Ткань для отделки – лён синего цвета 100см* 140 см 100 рублей.
4. Ткань для оформления рисунка – остатки кроя и куски изношенной одежды.
5. Отделочная лента-резинка – 6 м. 72 рубля.
6. Нитки швейные - 1 шт. 12 рублей.
7. Деревянный брусок 1 шт 36 рублей
Всего 670 рублей

2.3. Технологическая схема проекта

3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАННО В ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ.

3.1. Правила техники безопасной работы :
1. Следить за порядком на рабочем месте.
2. Иглы и булавки держать в игольнице.
3. Ножницы передавать из рук в руки. Держать их сомкнутыми лезвиями, не бросать.
4. Не отвлекать от работы соседа по рабочему месту.
3.2. Материалы и инструменты необходимые для работы:
1. Ткань для основы
2. Лоскутки ткани разных цветов для изготовления аппликации.
3. Нитки швейные в цвет ткани
4. Иглы, ножницы. Швейная машина.
5. Деревянные держатели.
3.3. Технология изготовления аппликации:
1. Подобрать рисунок с крупными деталями.
2. Подобрать ткани в соответствии с рисунком.
3. Перевести рисунок на бумагу, на картон, на ткань. Рисунок на бумаге раскрасить и пронумеровать детали.
4. Рисунок на картоне пронумеровать в соответствии с предыдущим и разрезать на детали.
5. Воспользовавшись полученными шаблонами из картона выкроить детали из ткани без припусков на швы.
6. Обработать срезы обмёточными стежками.
7. Разложить детали в соответствии с рисунком и номерами на ткань основы. Приметать. Приутюжить. Пришить.
8. Обработать места соединения деталей отделочной лентой – резинкой.
9. Пришить глаз - пуговицу
10. Провести влажно-тепловую обработку.

эскиз

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самооценка.

Во время работы я узнала много нового об использовании и значении образа птиц в народном творчестве. После ознакомления с историей появления образа «Райских птиц» в народном творчестве, мы пришли к выводу, что этот образ не простой, он несёт в себе закодированный смысл. И этот смысл не всегда имеет положительную энергетическую нагрузку. Этот вопрос я оставлю для дальнейшей работы.
В связи с этим, было принято решение, что начинать необходимо с простого – с «Жар- птицы». Это образ, который всегда ассоциирует добро и сказку.
Мы пришли к выводу, для того чтобы не нарушить связующую нить времён, нельзя бездумно использовать то, что веками хранилось и передавалось из поколения в поколение. Мы постарались учесть это в своём выборе.
При изготовлении изделия самым сложным моментом, оказалось, собрать все детали точно и аккуратно. Так как детали больших размеров.
В результате долгой кропотливой работы над изделием у меня получилось, то что я задумывала.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. http://dreamworlds.ru/chtivo/7179-alkonost-sirin-gamajun
2. http://www.latynin.ru/postcards/postcards.html
3. Митителло К.Б. Аппликация и печворк для дома и дачи.-М.: Эксмо, 2007.-288с.: ил.
4. Синицина Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.А., Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд:7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.,переработ. – М.:Вентана-Граф,2008.

Категория: Волощук Нина Анатольевна (творческие работы учащихся) | Просмотров: 4744 | Добавил: подсолнух | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 AOV  
Светлана Антоновна, презентацию Вы выложить сами не можите...
Присылайте их, я как только закончится Конкурс, буду выкладывать... smile

1 СсветланА  
Нина Анатольевна, такая интерасная работа! Я еще ра, теперь как бы со стороны, посмотрела Ваш материал. Очень интересно получилось. Подскажите мне, пожалуйста, как Вы разместили презентацию? Мои ни одна не открывается. Что-то делаю не так, а что не могу понять. Есть много материала для размещения. Разберусь, тогда попробую что-то выложить.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru