Зарегистрированных Всего: 7235 За месяц: 1 За неделю: 0 Вчера: 0 Сегодня: 0 Из них Администраторов: 7 Модераторов: 7 Проверенных: 739 Пользователей: 6481 Из них Мужчин: 2110 Женщин: 5125
Новости образования
Главная » 2009»Июль»10 » Гуманитарные технологии саморазвития учителя в сетевых сообществах
19:19
Гуманитарные технологии саморазвития учителя в сетевых сообществах
1. Саморазвитие в сетевых сообществах - новая для большинства российских учителей перспектива, требующая освоения, наряду с распространившимися информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), гораздо менее известных технологий социальных и гуманитарных. В этом посте акцент на гуманитарные технологии заочных взаимодействий учителя с консультантами и партнерами по непрерывному образованию в сетевых сообществах
2. Учителям еще с педвузов и на практике известны многие "педагогические технологии" человеческих взаимодействий. В "Энциклопедии педагогических технологий" (А.К.Количенко, СПб: КАРО, 2004) такая технология трактуется как "набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями"(c. 150). Из полусотни технологий, собранных в этой книге, 6-8% можно адаптировать для дистанционного общения.
3. Сложнее вопрос о применимости "педагогических технологий" в общении взрослых, с которым имеем дело в ходе "повышения квалификации". Своеобразие образования взрослых известно давно: за без малого 200 лет сформировалась особая ветвь науки - андрагогика, а в ней - свои технологии (см., в частности, С.И.Змеёв. Технология обучения взрослых. - М.: "Академия", 2002; М.Т.Громкова. Андрагогика... - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005).
4. Дополнение практики очного обучения взрослых на эпизодических курсах возможностями непрерывного образования педагогов в сетевых сообществах (pedsovet.org, intergu.ru, www.it-n.ru и др.) поставило вопрос о разработке автодидактики учителя в Интернет. Одна из первых ласточек - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=4055.
Приглашаю вместе развивать гуманитарные технологии саморазвития учителя в сетевых сообществах, актуальные для непрерывного образования учителя... (http://tehnologiya.ucoz.ru/blog/2009-07-06-90)
Несколько слов по поводу применимости "педагогических технологий" в общении взрослых, с которым имеем дело в ходе повышения квалификации. .. Основная сложность в этом, как показывает практика, - реализация теоретически прописанных технологий в условиях конкретного учебного процесса, в т.ч. и при повышении квалификации педагогов. - Практически в каждой группе есть педагоги, особенно с сельских школ, которые проработали в школе около 20 лет и ни разу!!! не были на курсах... , т.к. вторая квалифкационная категория, присваиваемая в ОУ, позволяет это сделать без курсов. Это просто "древние" люди. - Большая часть педагогов - пенсионного возраста, которые до ухода на пенсию года за четыре проходили обязательные курсы повышения квалификации, и на пенсии уже лет 5-6... , естественно, не проходили ни каких курсов... Есть достаточно большая часть педагогов, которые самостоятельно не занимаются самообразованием (и не чувствуют в этом необходимости, т.к. им "в затылок никто не дышит" ввиду низкой заработной платы. Многие говорят так: скажите спасибо, что за эту з/плату мы ходим на работу...), и организованно не охвачены...
Проблема очень актуальная. Каснусь первого вопроса: гуманитарные технологии заочных взаимодействий учителя с консультантами и партнерами по непрерывному образованию в сетевых сообществах ... Полгода назад мною была предпринята попытка создания так называемой "Вертуальной консультации" для педагогов технологических специальностей http://tehnologiya-ipk.ucoz.ru/index/0-139. "Высветилось" две проблемы: 1. Низкая активность педагогов данных специальностей из-за, как мне кажется, слабой подготовки по информационным технологиям и отсутствия доступа в Интернет. Хотя в настоящее время доступ в Интернет по самому низкому тарифу может позволить себе любой педагог. Значит нет потребности... 2. Организация вертуальных консультаций пока происходит на уровне энтузиазма отдельных преподавателей, которые проводят их в "свободное отработы время"... Вместе с тем, интернатизация рабочего места методиста (преподавателя) позволяет внести определённую регламентацию данной деятельности.
Виртуальные консультации, в моем представлении, - необходимая составляющая сетевой поддержки саморазвития учителя. Диалог "вопрос-ответ" (возможно, с чередой уточнений) - это одна из "гуманитарных технологий". "Гуманитарных" потому, что участники диалога должны достичь взаимопонимания и в выборе ключевых слов, и в "ситуационной" формулировке вопроса, и в ответе. Тем виртуальный диалог и сложнее, что очное общение позволяет быстрее обменяться серией уточнений, а диалог в Интернете, как правило, асинхронный (если не чат или технически обеспеченная видеоконференция)
Я с Вами полностью согласна по вопросу организации данного вида консультаций. Более того, она часто необходима педагогу, проживающего не просто в провинции, а "в глубинке" - селе, деревне, которая находится за 70 км. от райцентра, который за 200 км. от методиста, способного грамотно проконсультировать учителя. Методическая служба в районе уничтожена с реализацией оптимизации образования .
Другой путь к докладу по автодидактике и его обсуждению: http://pedsovet.org/forum/topic4055.html В структуре форумов педсовета: Содержание и качество образования / Уровни образования / Послевузовское образование /Автодидактика учащегося
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)