Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 2
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 265
Показано материалов: 241-250
Страницы: « 1 2 ... 23 24 25 26 27 »

Лебедева Л.Г. - учитель технологии МОУ "Школа-интернат" г.Глазов (Удмуртия)
   
  Наша школа, как и Удмуртия в целом, многонациональная, поэтому так важно знакомить учащихся с культурой народов, населяющих нашу республику. Необходимо помочь им увидеть нечто, присущее только одному народу, и то общее, что появилось в результате тесных соседских взаимоотношений.
  Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы обучения и воспитания, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народной культуры, но и её развитию.
  Погружение в этнокультуру родного края осуществляются в нашей школе на основе изучения программ трудового обучения и дополнительного образования. В каждый раздел включены сведения национального характера, учащиеся знакомятся с народными обычаями и обрядами, народными ремеслами, проводится параллель между стариной и современностью.
  Освоение народной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды и праздники – обобщение в течение многих веков знаний человека об окружающем мире, о самом человеке и его отношений к себе подобным. Здесь единое целое составляют повседневность и органично ее перемежающие обряды, магические действия. 
  Одним из средств приобщения к народным традициям календарных праздников может стать декоративно-прикладное искусство. 
  Подготовка экспозиций для всероссийских конкурсов на рождественскую тему дала детям возможность познакомиться с рождественскими традициями разных стран и народов.  
  Участие в республиканских выставках стало поводом для знакомства с пасхальными традициями: украшать жилище веточками вербы; расписывать пасхальные яйца; освящать в церкви пасхальные куличи; дарить вышитые салфетки. Каждая из этих традиций отображена в декоративном изделии. Праздник Пасхи – это и первый весенний праздник, не случайно объединяющим элементов всех экспонатом является веточка цветущей яблони, как символ Весны, возрождения природы.  
  Интерес представляют некоторые забытые народные праздники и обряды, связанные с ними. Примером может служить народный праздник «Починки». В старину 16 февраля по русскому обычаю устраивали починки – латание дыр в одежде. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего делать праздник, праздник будничного бабьего труда.
  Возникла идея возродить этот обряд, но на новый лад. На основе исторического материала был разработан сценарий внеклассного мероприятия «Народный праздник Починки» в виде конкурса мастериц. Это один из примеров использования занимательной формы проведения занятия при изучении такой, на первый взгляд, неинтересной темы как «Ремонт одежды». Латание дыр в одежде здесь представлено как лоскутное шитьё – традиционный вид рукоделия многих народов мира, который в наше время возродился в новых современных формах. В связи с этим стоит отметить, что лоскутное шитье, как один из видов декоративно-прикладного искусства, изучается в нашей школе в более широком объеме, чем предполагает программа трудового обучения. Благодаря простоте техники исполнения и доступности используемых материалов, этот вид рукоделия является одним из любимых у девочек разного возраста. Осваивая приемы лоскутного шитья, девочки учатся бережливости, что всегда ценилось в женщине – хозяйке дома.
  Еще об одном забытом обряде стоит упомянуть. Девочки знакомятся с этим обрядом при изучении темы «Народные игрушки». Это удмуртский детский обряд «Чача куран» (собирание лоскутков). Девочки накануне Пасхи в чистый четверг ходили в гости к своим крестным, собирали лоскутки, я затем в доме одной из подружек начинали «вертеть» кукол. Традиционная игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. 
  Следуя народным традициям, с девочками младших классов учимся «вертеть» кукол. Казалось бы, зачем сегодня делать кукол своими руками? Зайди в магазин и вот они – призывно улыбаются, разодетые в роскошные платья. Выбирай любую! Но не всем по душе эти пластмассовые красавицы. Слишком глупы и бездушны их лица. И потому некоторые девочки играют в другие куклы, а заодно возрождают давно забытое народное искусство.  
  Замечено, что куклы, сделанные своими руками, способны исцелять душу и тело. С рук стекает исцеляющая энергия любви и добра. Изготавливая куклу, мы раздражаем биологически активные точки и получаем лечебный эффект в виде оздоровления всех органов человека. 
  Девочки не только учатся делать кукол, но, и обряжают их в национальные костюмы. Создавая костюм для этнографической куклы, важно уловить его дух, колорит, яркость и сдержанность одновременно. 
  Наша одежда является непосредственным источником человеческих знаний о прошлом. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.  
  Отрадно видеть, что и у нас идет процесс возрождения национальной культуры. Школьники не считают зазорным надеть народный костюм, выступить в спектакле, на фольклорном празднике с танцами и песнями. Примером может служить детский коллектив «Радость», состоящий из учащихся 5 класса нашей школы. Дети с удовольствием обряжаются в народные костюмы, сшитые для них старшими ученицами.
  Говоря о приобщении детей к традициям народной культуры, нельзя забывать о народной вышивке, о ее связи со стародавними традициями, обычаями и обрядами народа.
  Мы решили возродить еще одну народную традицию: в виде девичьих посиделок проводим вводное занятие по вышивке. Под тихое звучание народных песен дети знакомятся с историей вышивки, с цветовой гаммой ниток у того или иного народа; с орнаментальными мотивами русской и удмуртской вышивки. Девочки узнают о том, что в старину удмуртские мастерицы в основном использовали вышивку «Набор», а крестом начали вышивать намного позднее, благодаря влиянию русской материальной культуры. Наши девочки с успехом освоили эти виды вышивки. В прошлом вышивка чаще всего применялась для украшения одежды и обрядовых полотенец. В наше время вышивка возродилась в иных формах. Примером могут служить многочисленные, вышитые крестом картинки, современные сувениры и предметы быта, украшенные вышивкой «набор», выполненные руками школьных рукодельниц.
  Приведу еще один пример возможности приобщения к народным традициям. В 5 классе изучается тема «Материаловедение». На первый взгляд, о какой связи между народной культурой и техническим растением лен может идти речь. Но если обратиться к многочисленным литературным и этнографическим источникам, дошедшим до нас из глубины веков, можно понять, почему лен заслужил такое почтение в народе. 
  На Руси лён известен с незапамятных времен и любовно в народе именуем «Лён – батюшка». В далеком прошлом лен и кормил, и одевал, изделиями изо льна люди украшали свой быт, поэтому с ним связано много обрядов и праздников, сложены песни, пословицы, загадки. Цветущее поле льна вдохновляет и наших современников. Глубокий философский смысл заложен в стихотворении «Лен» удмуртского поэта Ф.Васильева. 
   
  Поле голубого льна, Лён мой, лён мой, скоро ты
  Ты, как небо, голубое. Превратишься в шортдэремы,
  Грань не определена Вышьют женщины цветы,
  Между небом и тобою. Сложим мы о них поэмы,
  О цветах бескрайних льна,
  О цветах на юбке хрусткой.
  Грань не определена
  Меж природой и искусством. 
   
  Следует признать, что на протяжении долгого времени к изделиям народного искусства относились в основном как к сувенирной продукции. Отрадно, что со временем пришло понимание значимости народного искусства: в произведениях мастеров таится образное мировосприятие и высокая духовность. Народное искусство, таким образом, представляет собой одновременно материальную и духовную культуру.
  Учитывая запросы сегодняшнего дня, мы стараемся искать новые пути приобщения воспитанников к традициям народной культуры. На своем опыте мы убедились в том, что, используя средства декоративно-прикладного искусства, можно добиться ощутимых результатов. При этом мы не ставим перед собой цель создания монументальных высокохудожественных произведений. 
  Наша задача состоит в том, чтобы создать условия для развития творческого потенциала воспитанников через понимание ценности и мудрости народного искусства, создать атмосферу принятия народной культуры, радости сотворчества, свободы выбора.
  Из опыта предков, их умения приспособиться к внешней среде и себя в ней утвердить, черпают люди знания и навыки, прибавляя к ним и достигнутое своим умом-разумом. Постепенно в народной жизни накапливается огромный практический опыт. Все приобретенное народом и отдельными людьми может и должно стать предметом не только изучения, но и практического освоения и использования.


Образовательные учреждения | Просмотров: 429 | Добавил: AOV | Дата: 22.11.2008 | Комментарии (0)

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно урок, нужен сегодняшним студентам?»
Автор -  Воробьёва Надежда Ильинична


Статьи педагога-практика | Просмотров: 883 | Добавил: AOV | Дата: 22.11.2008 | Комментарии (0)

Информационная культура личности педагога
(Зайчиков В.М.  Межрегиональный центр дополнительного образования , Рязань)

   Информатизация общества - сложный социотехнический процесс подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры как информационной компоненты человеческой культуры в целом, объективно характеризующей уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Проблемы информатизации и формирования информационной культуры являются и техническими и гуманитарными. 
    Получившее широкое распространение понятие "информационная культура" связано с двумя фундаментальными понятиями - информация и культура. В рамках информологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" большинство принадлежащих исследователям определений включает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. При использовании культурологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" его содержание расширяется и рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человека (способы и результаты информационной деятельности). 
   В современном понимании информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура личности является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. 
   В истории отечественных исследований феномена информационной культуры личности выделяют три периода: 1970-1980-е годы, 1980-1990-е годы, с 1990-х годов - до настоящего времени. Первый период отмечен активными творческими попытками теоретического и экспериментального изучения проблемы формирования информационной культуры личности. Термин "информационная культура", появившийся в первой половине 1970-х годов, стали использовать библиографоведы, библиотековеды, книговеды. В начале 1980-х годов была предпринята попытка описать область применения информационной культуры с педагогической точки зрения. 
   Для второго периода характерно расширение проблематики формирования информационной культуры. Следствием этого явилась активизация деятельности не только и не столько ученых педагогической науки, сколько представителей смежных наук: философии, обществоведения, информатики. Понятие "информационная культура" приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте. В этот период были сделаны попытки привлечь внимание научной общественности к феномену информационной культуры как к рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности личности, а также использование диагностики уровня сформированности информационной культуры личности. 
   Третий период характеризуется необходимостью осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры в рамках новой научной дисциплины - информационной культурологии. В 1990-е годы в ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов вошли представители таких наук, как культурология, педагогика, социология, психология и др. 
   Средством трансляции культуры, позволяющей человеку не только адаптироваться к условиям постоянно меняющегося социума, но и становиться способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации, выступает образование. Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. 
    Гуманистическая цель образования требует соответствующего содержания, которое должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания. 
    Система повышения квалификации работников образования выполняет важную миссию адаптации педагогов к постоянно меняющимся социальным и профессиональным условиям педагогической деятельности. Однако анализ научно-педагогической литературы по вопросам развития и формирования информационной культуры личности показывает, что имеющиеся возможности используются в образовательном процессе недостаточно. Одной из причин этого является непонимание педагогическими работниками возможностей широкого применения информационных и коммуникационных технологий в обучении студентов и школьников. Данное обстоятельство обусловливает необходимость более глубокого исследования указанной проблемы с учетом существующего противоречия между растущей потребностью педагогов в овладении информационной культурой и недостаточной разработанностью содержания организационных форм непрерывного и своевременного повышения их квалификации по данной проблеме в учреждениях дополнительного профессионального образования. 
   Исследования по формированию информационной культуры проводятся представителями различных наук, следствием чего является наличие диаметрально противоположных (технократического и гуманитарного) подходов к обоснованию понятия "информационная культура". Такая ситуация будет сохраняться, однако для организации повышения квалификации педагогических работников требуется внесение терминологической ясности в определение информационной культуры педагога. Отсутствие единства в понимании и трактовке понятия "информационная культура" препятствует созданию целенаправленной системы формирования информационной культуры личности в условиях взаимодействия образовательных учреждений, не позволяет осуществлять диагностику уровня информационной культуры личности. Все это обусловливает необходимость разработки педагогической модели формирования информационной культуры в системе повышения квалификации педагога. 
   Под информационной культурой педагога надо понимать одну из составляющих общей культуры личности, связанную с социальной природой человека и являющуюся продуктом его разнообразных творческих способностей. Информационная культура педагога характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она отражает особенности профессиональной деятельности педагога: формирование информационной культуры учащегося, поддержание в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, их критической оценки и отбора. Информационная культура педагога может выступать и как условие эффективности педагогической деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик профессиональной компетентности. 
  Формирование информационной культуры педагога как социально значимого способа его педагогической деятельности в информационной среде связано с такими проявлениями личности, как поиск индивидуального смысла информационной деятельности и гуманистическая ценностная ориентация; свободный и ответственный выбор поведения и позиция по отношению к процессам и явлениям информационной действительности, осознанный и творческий характер целей и способов информационной деятельности; максимально полная реализации в такой деятельности потребностей, способностей и стремлений личности в интересах как собственного развития, так и развития учащихся. 
   Важно формировать у каждого педагога потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Педагогу необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать знания из различных источников, представлять их в доступном учащимся виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности. 
Ссылки: 
1. http://rcdo.blogspot.com/  Контактная информация zaychikov.vgmail.com, rumcdogmail.com

Информационная культура личности пе | Просмотров: 619 | Добавил: AOV | Дата: 16.11.2008 | Комментарии (0)

Опыт построения системы электронного документооборота в Тверском государственном техническом университете 
Елисеев А.В., Большаков С.В.
Тверь
5. ТЕЛЕФОН: (8422) 52-15-13   6. ФАКС: (8422) 52-15-13    7. E-mail: labnss@tstu.tver.ru

ТЕКСТ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА:
Создание единой информационной системы управления вузом является необходимым условием эффективного функционирования Тверского государственного технического университета (ТвГТУ) и его успешного развития в современных условиях. В соответствии с этим, целевой университетской программой «Развитие информационных технологий в области образования, научной деятельности, финансового и административного управления ТвГТУ на 2005-2007 г.г.». было предусмотрено построение системы электронного документооборота (СЭД), как первого этапа в создании единой информационной системы управления университетом.
Построение системы электронного документооборота преследовало следующие цели:
1) Повышение качества (полнота, оперативность доступа, достоверность) документационного и информационного обеспечения деятельности руководства университета, центрального аппарата и других служб в решении задач по управлению Университетом.
2) Усиление контроля за исполнением документов и повышение исполнительской дисциплины.
3) Автоматизация делопроизводства и повышение его эффективности.
4) Создание предпосылок (системотехнической основы) для построения в перспективе единой информационной системы управления Университетом.
Общая концепция построения системы электронного документооборота в ТвГТУ базируется на следующих принципах: 
1) обеспечение единого учета документов, как в системе традиционного делопроизводства так и в СЭД;
2) учет требований нормативно-правовых актов РФ, ГОСТов и отраслевых нормативных документов, установленных для делопроизводства и для систем электронного документооборота;
3) принцип «автоматизации «не так как есть, а так как должно быть», предусматривающий совершенствование (модернизацию) существующих в вузе процессов прохождения и обработки документов;
4) функционально-модульный принцип построения системы, обеспечивающий ее «безболезненное» масштабирование и развитие;
5) максимально широкое использование готовых системотехнических и программно-технологических решений, как залог надежной и безопасной работы будущей системы;
6) создание программно-технологических условий (средств) для обеспечения взаимодействия с аналогичными системами вышестоящих организаций (Рособразование) и региональных органов власти (администрации Тверской области).
Система электронного документа ТвГТУ охватывает подразделения, входящие во все уровни управления университетом, в том числе:
• верхний уровень (ректорат и подразделения центрального аппарата): приемная ректора, приемные проректоров, аппарат ученого секретаря, планово-финансовое управление, учебно-методическое управление, научно-исследовательская часть, отдел кадров, общий отдел, спецотдел, юридическая служба.
• средний уровень: деканаты факультетов, центр качества образования, приемная комиссия, зональная научная библиотека.
• нижний уровень: кафедры.
Система электронного документооборота ТвГТУ имеет функционально-модульную организацию. На каждом этапе развития системы ее структура определяется конкретным набором функциональных модулей, программно и информационно интегрированных в единую систему. Отдельный модуль системы представляет собой совокупность документоориентированной базы данных и определенного функционала, позволяющего выполнять требуемые операции с документами, хранящимися в БД. По своему назначению функциональные модули системы образуют 3 группы: рабочие БД, справочные БД, сервисные (или служебные) БД. Общая структура системы, включая ее участников, представлена на рис. 1
Система имеет клиент-серверную архитектуру, что обеспечивает ее высокую производительность и способность к масштабированию. При этом используется технология «тонкого» клиента, в соответствии с которой обработка документов и данных, а также их хранение производится преимущественно на сервере. Это позволило снизить требования к производительности рабочих станций и использовать имеющийся в университете парк вычислительной техники без затрат на замену маломощных компьютеров.
Технологической базой построения системы является программно-технологическая среда Lotus Notes/ Domino, широко применяемая для создания документоориентированных баз данных и систем электронного документооборота. В качестве системного программного обеспечения СЭД используется многофункциональный сервер IBM Lotus Domino 6.0 и клиентское ПО IBM Lotus Notes 6.5. К преимуществам данных программных продуктов относятся:
• ввод, хранение и обработка документов в удобном для пользователя виде: регистрационной карточки, шаблона (бланка), текста;
• удобные и эффективные средства поиска, фильтрации (отбора) и каталогизации документов;
• мощные средства разграничения доступа как к базам данных, так и к отдельным документам и их группам;
• возможность организации собственной защищенной почтовой системы;
• возможность организации корпоративных (Intranet) сетей и движения документов по ним;
• возможность организации на основе Lotus Domino web – серверов (сопряжение с глобальными сетями и обеспечение удаленного доступа);
Для разработки прикладного программного обеспечения системы электронного документооборота использовалось высокоуровневое средство разработки Lotus Domino Designer 6.0.
Успешное внедрение и эффективное использование любой информационной системы во многом зависит от качества организационно-методического обеспечения. Поэтому, при построении системы электронного документооборота в ТвГТУ этому компоненту придавалось очень важное значение. Организационно-методическое обеспечение системы включает в себя: 
1) Регламент системы электронного документооборота. Устанавливает порядок (процедуры) и правила подготовки, обработки и прохождения документов в системе, а также функциональные обязанности и ответственность должностных лиц по работе с документами в СЭД.
2) Технологические инструкции по работе в СЭД. Описывают пошаговую последовательность действий ключевого пользователя, необходимых для выполнения процедур обработки документов, предусмотренных Регламентом.
3) Программная документация (руководства пользователей) на функциональные модули СЭД.
К настоящему моменту времени в ТвГТУ запущены в эксплуатацию 2 очереди СЭД, охватывающие подразделения верхнего и среднего уровня управления. Действующая система электронного документооборота обеспечивает выполнение следующих функций:
• подготовка проектов документов в электронной форме, направление исходящих и внутренних (организационно-распорядительных) документов на регистрацию по информационно-вычислительной сети;
• регистрация входящих, исходящих и внутренних документов, создание и ведение электронных регистрационно-контрольных карточек;
• обеспечение обмена электронными документами между подразделениями университета, автоматическая доставка электронных документов конкретным должностным лицам;
• контроль исполнения документов, создание и ведение контрольных карточек резолюций (ККР);
• мониторинг исполнительской дисциплины сотрудников университета;
• создание и ведение для отдельного подразделения электронной библиотеки документов, содержащей как номенклатурные, так и произвольные дела;
• подготовка пакета документов к заседанию ректората или ученого совета университета, контроль исполнения решений ученого совета;
• формирование и ведение электронного архива документов, обеспечение безопасности хранения документов;
• просмотр и оперативный поиск документов в БД актуальных документов и в БД архивных документов, формирование подборок документов;
• обмен оперативными и иными служебными документами по внутрисистемной электронной почте;
• защита электронных документов от несанкционированного просмотра и редактирования.
 
Рис. 1. Структура СЭД ТвГТУ




Документооборот кафедр | Просмотров: 667 | Добавил: AOV | Дата: 16.11.2008 | Комментарии (0)

Пензенский государственный университет , Пенза

(8412) 56-28-78
(8412) 56-28-78
bam@pnzgu.ru, burukina@rambler.ru

В настоящее время на кафедрах возрастает количество разнообразных информационных потоков в учебном процессе, в научных исследованиях и в административном управлении. Следствием этого является повышение роли эффективной организации кафедрального документооборота. 
Во многих ВУЗах используются системы документооборота университета [1,2,3], отдельными модулями которых являются различные подсистемы: «Студент», «Абитуриент», «Кафедра». Однако для нужд кафедры данные системы обладают некоторой избыточностью, что затрудняет поиск и последующий анализ необходимой информации. Также системы единого документооборота университета не могут учитывать специфики организации делопроизводства отдельных кафедр.
В Пензенском государственном университете на кафедре «Системы автоматизированного проектирования» разрабатывается информационная система документооборота, которая выполняет следующие функции:
- сбор информации о студентах;
- сбор информации об успеваемости студентов;
- сбор информации о преподавателях, в том числе списки публикаций по годам;
- хранение в электронном виде государственных образовательных стандартов, учебных планов, семестровых планов, общей учебной нагрузки всех преподавателей кафедры, рабочие программы;
- возможность подготовки индивидуальных планов преподавателей кафедры, разнообразных отчетов, в том числе индивидуальных учебных нагрузок преподавателей, анализ сессий, поручений для преподавателей;
- возможность подготовки разнообразных справок (например, кто читает лекции по N-ой дисциплине), статистических отчетов (например, общее количество лабораторных работ по N-ой дисциплине);
- возможность подготовки выпускных документов (в том числе отчетов к аттестации специальности) и других печатных форм;
- возможность быстрого поиска необходимых данных и их удобное отображение;
- возможность контроля рейтинговой оценки знаний студентов со стороны администрации кафедры;
- авторизация пользователя.
Обладая всеми этими возможностями, система позволит максимально упростить выполнение функций, связанных с большими объемами информации на бумажных и отдельных электронных носителях, сократить сроки и повысить качество подготовки необходимой выходной информации. 
Надежность и качество управления кафедрой зависят от качества и достоверности, оперативности приема-передачи информации, правильной постановки справочно-информационной службы, четкой организации поиска, хранения и использования документов. Для эффективного управления системой и для повышения ее прозрачности за основу разработки выбрана современная OLAP технология. 
При использовании технологии OLAP (Online Analytical Processing – оперативный анализ данных) информация агрегируется и представляется в виде многомерного куба, стороны которого соответствуют различным аналитическим разрезам (аспектам, по которым проводится анализ массива данных). Основное преимущество использования OLAP – существенное увеличение скорости ответа на пользовательские запросы.
Схему сбора информации образовательной статистики можно представить следующим образом (рис. 1). Она построена по распределенному многоуровневому принципу.
На нижнем уровне информация от преподавателей и других сотрудников кафедры поступает на более высокий уровень заместителя заведующего кафедрой. На этом уровне она корректируется, обобщается, дополняется показателями ВУЗа и поступает на более высокий уровень – уровень заведующего кафедрой.

 Рис.1. Схема сбора информации для разнообразных отчетов
В результате рассмотрения схемы сбора информации для разнообразных отчетов, а также учитываемых показателей, содержащихся в отчётных документах, было отмечено их разделение по временным признакам. Это позволяет сохранить всю собираемую информацию в многомерную базу данных, имеющую три измерения: время, участники, параметры.
Схема системы кафедрального документооборота представлена на рис.2.
Особенностью предложенной системы является:
1. Использование компонент, которые могут рассматриваться как в комплексе, так и самостоятельно, что позволяет формировать различные выходные документы.
2. Система открытая, что позволяет интегрировать ее с другими системами, применяемыми для документооборота как на других кафедрах, так и в ВУЗе в целом.
3. Благодаря применению технологии OLAP, имеется возможность быстрого и качественного поиска необходимой информации и ее анализа.
4. Предусмотрена возможность длительного хранения информации, что позволяет использовать сведения за 5-7 прошедших лет при составлении отчета кафедры для аттестации ВУЗа.

Рис. 2. Схема системы кафедрального документооборота

Литература:

1. Новосибирский государственный технический университет Информационная система университета. http://ciu.nstu.ru/site_new/isu
2. Соболев И.Д. «Студент». Опыт создания информационной системы управления учебным процессом. ИТО-2002/Секция IV
3. Единая автоматизированная информационная система АлтГТУ (ЕАИС). http://astu.secna.ru/structure/unit/oais/pages/eais/


Документооборот кафедр | Просмотров: 859 | Добавил: AOV | Дата: 16.11.2008 | Комментарии (0)

Введение
      Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкость ума и поступков, предприимчивость и трезвый анализ происходящих в жизни ситуаций и явлений. 
      Одним из средств формирования самостоятельности младших школьников является УРОК ТРУДА и взаимообучение учащихся.
      Таким образом, тема доклада “Использование технологии сотрудничества на уроках труда как условие развития самостоятельности младших школьников” актуальна.
    Проблема исследования: выбор оптимальной технологии сотрудничества на уроках труда для развития самостоятельности учащихся начальных классов.
     Цель: разработка оптимальной технологии сотрудничества на уроках труда для развития самостоятельности учащихся начальных классов.
   Гипотеза: Если использовать технологию сотрудничества, то это позволит развить умения самостоятельной деятельности младших школьников. 
1. Педагогика сотрудничества
   Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, назвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.
   Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся “рассыпана” по сотням статей и книг, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу “Концепции среднего образования Российской Федерации”. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа “проникающую” технологию, являющуюся и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
   В “Концепции среднего образования Российской Федерации” сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
   Сотрудничество - это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
    Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения “учитель-ученик”. Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика-объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
    Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодого); ни один из них не должен стать над другим.
   Сотрудничество в отношениях “ученик-ученик” реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
    Сотрудническая деятельность детей дает широкие возможности для проявления индивидуальности каждого ученика: собственной инициативы, коллективной поддержки и оценки своей инициативы, участия в поддержке и оценке другой инициативы, в формировании общей цели, системы ценностей, общих критериев эффективности деятельности, в осуществлении совместной деятельности, управления совместной деятельностью.
2. Самостоятельная работа - средство активизации учебной деятельности школьников
    Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам  активизации учебной деятельности школьников по овладению знаниями и умениями. К сожалению, нет единого мнения , что вкладывается в понятие “самостоятельная работа”, и это тормозит развитие практики обучения. Если учитель не знает, какая работа учащихся не будет являться самостоятельной, то не возможно говорить и о развитии самостоятельности школьников на уроках трудового обучения.         Мы понимаем самостоятельную работу как форму организации учебно-трудовой деятельности школьников.
   Главная задача состоит в том, чтобы в процессе трудового обучения постепенно формировать у школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике.
   Овладеть знанием – это значит не только понять и запомнить, это ещё и уметь применять его для решения разных задач, уметь перенести знание и способ деятельности в новую ситуацию. Основное средство достижения такого результата – самостоятельная работа школьника. Причем следует отметить, что главное внимание нужно сосредоточить на формировании ведущих знаний, доведении их до уровня овладения, а это возможно только в процессе самостоятельной работы. Именно ведущими знаниями должен оперировать ученик, другие знания (“подсобные”) играют вспомогательную роль и не требуют доведения их в сознании школьников до уровня применения.
    Таким образом, в процессе формирования у младших школьников умений самостоятельной работы можно выделить три этапа: 
отработка приемов выполнения отдельных трудовых операций и усвоение элементов графической грамоты;
формирование общего подхода к выполнению любого задания и усвоение алгоритма действий (системы обязательных операций, расположенных в соответствующей последовательности) на основе анализа и самоконтроля;
формирование умения переносить знания в новую ситуацию с опорой на анализ, самоконтроль и планирование.
    Самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других учеников, способностью высказывать свою точку зрения, независимую от других.
     Такой подход позволяет целенаправленно формировать у учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс их труда становится осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносит детям радость.
     Самостоятельная работа помогает младшим школьникам включаться в решении учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит сделать важный шаг, направленный на достижения дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.
    Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Самостоятельно работающий ученик откроет не только двери любой науки, но и с уверенностью будет преодолевать трудности жизни. 
    Таким образом, работая не только умственно, но и практически, учащиеся сформируют навыки творческой работы, значительно обогащают себя в интеллектуальном плане. Дальнейшее умственное развитие детей позволят им проявлять в трудовых делах относительную самостоятельность. Они могут самостоятельно составлять план работы, сделать необходимые расчеты. 
3. Технология проведения уроков сотрудничества

    Самостоятельная работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, когда школьник оказывается в позиции учителя. 
    В современных условиях роль практики в трудовом обучении младших школьников приобретает особое значение. Стремительные темпы научно-технического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу “делай как я” изживает себя. Трудовое обучение повернулось лицом к творчеству. Главной его задачей стало развитие творчески активной личности, воспитание таких его качеств как самостоятельность, инициатива, коммуникабельность. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой его организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.
    Методика проведения уроков трудового обучения в младших классах также должна отвечать новым требованиям. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся, необходимы специальные условия, которые учитель может создать на уроке путём расширения видов и форм работы детей.
    Одним из таких видов работ, являются уроки взаимообучения: когда учителем становится сам ученик. Работу начали с третьего класса (1998г). Разработана программа (см. прил.1 ). Учитель-ученик сам готовится к уроку трудового обучения, при этом тему уроков он выбирает сам, по желанию. При проведении таких уроков у учителя-ученика стимулируется познавательная и практическая деятельность, расширяется кругозор, формируются практические умения, развивается внимание, фантазия, исследовательская деятельность, умение проектировать, а самое главное дети учатся быть самостоятельными.
    Для самостоятельного труда вызвались самые смелые ученики. В последующем и другие дети изъявили желания провести уроки труда...
   
   http://festival.1september.ru/articles/410780/
Самообразование: подходы к сущности | Просмотров: 811 | Добавил: AOV | Дата: 15.11.2008 | Комментарии (0)

На протяжении 10 лет практика моей работы показала, что тема повышения эффективности образования представляет обширное поле для изучения. И этот вопрос всегда будет актуален и интересен. А обусловлено это тем, что с развитием человеческого общества происходит развитие всех форм деятельности. Хотелось бы отметить, что за это время уроки технологии очень изменились. Изменилась программа. Многие темы приходилось осваивать традиционными, словесными методами, что привело к снижению познавательной деятельности у некоторых учащихся и результаты обучения выявили неуспешность в изучении отдельных разделов. Также создание творческих проектов показалось ребятам неинтересным и утомительным, хотя они включают в себя большую практическую работу. А дети тянутся к яркому, новому, необычному и нетрадиционному. 

В период с 2000г. по 2006г. можно отметить рост различных компьютерных программ, игровых технологий, которые привлекают подрастающее поколение. Они в свою очередь с интересом относятся ко всему новому. Вспомните пейджеры, тамогочи, а сотовые телефоны, которые для них не только средство связи, но и объект развлечений: игры, музыка, фото, Интернет. Что же видят они на уроке? Необходимость сосредоточиться, привлечение внимания учителем к новому материалу или практической работе, а это совершенно иная сфера деятельности, требующая прилежания, дисциплины, внимания. Все ли способны и имеют ли желание погрузиться в учебную познавательную атмосферу?

В связи с пониженной мотивацией к предмету некоторых учащихся, я выделила проблему: как сохранить интерес и потребность в познании. 

А причиной данной проблемы считаю традиционные формы уроков, засилье словесных методов.

Решить данную проблему мне помогли различные курсы, литература, методические рекомендации. И в процессе работы я выделила идею ролевой игры как активной формы урока...

Игровые технологии на уроке | Просмотров: 1314 | Добавил: AOV | Дата: 23.10.2008 | Комментарии (0)

Обучение технологии в условиях сельской школы, в том числе и малокомплектной, предполагает организацию работы школьников над программным материалом не только в рамках обычных уроков технологии, но и при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время (соревнования, конкурсы, олимпиады, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, выставки, в музеи декоративно-прикладного искусства, встречи со специалистами различных областей сельскохозяйственного производства, ветеранами труда и боевых сражений). Внеурочная работа по технологии, как и по другим предметам, является неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается в качестве эффективного средства расширения и углубления знаний, полученных детьми, а также повышения познавательной активности школьников...
"Технология" в сельской школе | Просмотров: 797 | Добавил: AOV | Дата: 23.10.2008 | Комментарии (0)

   Опубликовано в сб.: "Интегративный подход в психологии" Сб. научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. стр. 70-90. 
Комментарий: Впервые основная идея этой статьи в схематичном виде была опубликована в журнале "Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева", 2000, №1. стр.36-39

Н.В.Беломестнова
(в сокращении)
      Проблема соотношения таких понятий, как "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" относится к одной из фундаментальных не только в психологии личности и дифференциальной психологии, но и в общей психологии. И если в первой половине XX века эти понятия использовались практически как тождественные с незначительными уточнениями сферы применения, констекстуального варианта и интуитивно разумеющимися, что оставляло их в круге обыденных явлений и не давало статуса термина или научного концепта, то вторая половина века ознаменовалась постановкой проблемы их дефинирования, поскольку без точного их разведения или установления тождества тормозилось развитие как теоретической мысли, так и эмпирических и прикладных исследований. Как нам представляется, ключевым для решения этой проблемы все же является концепт "индивидуальность", вбирающий в себя остальные понятия в качестве своих компонент.
      Первым в явной форме было дефинировано понятие "индивид" в трудах Б.Г.Ананьева (1,2) - это человек в его биологических, организмических свойствах, то есть параметрах, роднящих его со всем миром живого (как носителей, так и не носителей психики). И несмотря на то, что оно представляет собой усеченную русифицированную форму давно известного "индивидуум" (то есть, отдельный человек) без его латинского окончания, а само предложение носило декларативный характер без эмпирического или теоретического обоснования, оно мгновенно вошло в научный обиход и естественно прижилось не только в теоретических построениях, но и в эмпирико-экспериментальных исследованиях, что и доказывает его своевременность, настоятельную необходимость и эвристическую ценность. С остальными обсуждаемыми понятиями такой ясности не достигнуто.
Первое приближение к решению этого вопроса имеется в широко известном логико-философском подходе (33), когда три рядоположных понятия "индивид", "личность", "индивидуальность" (их же в терминологии общей теории систем можно назвать подсистемами) образуют родовой конструкт "человек" (система по отношению к трем перечисленным подсистемам). Даны закрытые перечни объектных и субъектных свойств-компонентов каждой из этих трех подсистем. При этом предполагается, что они не пересекаются ни в своих компонентах, ни семантическими полями. Но и тут имеется некоторая несогласованность в соотношениях понятий "индивид" и "индивидуальность", так как в перечень объектных свойств индивидуальности явно входят индивидные параметры (пропорции, асимметрии, дерматоглифика).
      В противоположность вышеозначенной концепции чаще все же пересекаются понятия индивидуальности и личности. Понятие "личность" является одним из ключевых в современной психологии, поскольку считается, что именно в этой структуре интегрируются все индивидуально-типологические свойства человека как субъекта познания (1,2, 7) и деятельности (3, 7,19, 25). Однако еще в 70-е годы (12) высказывались мнения о расплывчатости понятия "личность", его концептуальной неструктурированности, его практически полном совпадении с понятием "индивидуальность", поскольку какие-либо теоретические критерии, дифференцирующие эти концепты, не существуют. Недаром и в энциклопедическом труде, обобщающем эмпирический и теоретический материал теорий личности (41), не приводится дефиниция этого понятия (кроме определений в рамках конкретных теорий). Рядом с понятием личности постоянно возникают понятия темперамента и характера, тоже требующие уточнения своих соотношений и составляющих. И если теоретически за темпераментом признается существенное отличие от характера и, тем более, личности, то практически в текстах прикладного направления четкого разведения все же, как правило, не наблюдается.
       Не только в теоретических концепциях, но и в гораздо большей мере в прикладных исследованиях при описании личности (особенно в типологических классификациях) применяется комплекс разноуровневых и разнокачественных характеристик - нейродинамических, эмоциональных, волевых, социальных, поведенческих и даже когнитивных. При этом классификация типов личности чаще всего явно относится к типологии характера или носит выраженный метафорический окрас (личность экономическая, политическая, эстетическая и т.д.) . Ярким примером смешения даже не понятий характера и личности, а личностных и нейродинамических свойств (то есть, темперамента) является диагностическое заключение об "органическом поражении головного мозга с изменениями личности", где под изменениями личности имеются ввиду эксплозивность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к дисфорическим состояниям, то есть нейродинамические и эмоциональные изменения. Можно понять оправданность применения такого диагноза в начальный период развития научной психиатрии и дифференциальной психологии, когда под "личностью" понимались любые индивидуально-типологические проявления, но в настоящее время такие формулы требуют коррекции в соответствии с современными достижениями психологической науки.
Между тем, такое значительное пересечение семантических полей обсуждаемых понятий и их терминологическая неопределенность, незаданность границ применения существенно мешает не только научно-теоретическим исследованиям, но и тормозит решение многих прикладных задач в клинической, дифференциальной и социальной психологии. Возникла настоятельная необходимость установить соотношение концептов "темперамент", "характер", "личность", "индивидуальность", обозначить границы их применения, дать не только дескриптивные дефиниции, а такие, которые имеют в какой-то мере объективируемые критерии.
       Кроме уже введенных в проблемное поле понятий (индивид, личность, индивидуальность, темперамент, характер) в психолого-философских текстах применяется еще и концепт "субъект деятельности". И если для индивидных, личностных и даже индивидуальностных (в рамках дифференциальной психологии) параметров система тестов, оценок, типологий имеется, то для субъекта деятельности аппарат экспериментально-эмпирических исследований практически отсутствует. Категория субъекта деятельности, по-видимому, все же является в большей мере философским и теоретико-методологическим понятием, а не отдельной субстантивированной составляющей человека. Чаще всего этот концепт появляется в качестве объяснительной категории в ситуации недостатка известных естественно-научных концепций для интерпретации парадоксальных фактов. В то же время клиническая практика широко применяет понятие характера (и типа характера), не имеющего своего места в традиционной цепочке. По-видимому, характерологические свойства просто в неявном виде включались в понятие "личность" (в концепции Б.Г.Ананьева - в явном).
       Прежде чем предложить свой подход к формированию в единую структуру обсуждаемых концептов, имеет смысл обратиться еще к одной значительно менее существенной проблеме, связанной скорее с удобством словоприменения, чем с принципиальной позицией. До возникновения Ананьевской конкретизации "индивида" равноправно применялись два предполагавшиеся синонимичными понятия - человек и индивидуум. Первое использовалось в философско-гуманитарных науках, второе - в естественных и психологических. Понятно, что включали они все ипостаси - биологические, психологические, духовные, социальные, культуральные и т.д. С появлением термина "индивид", по содержанию тождественном биологическому понятию "особь", "индивидуум" тихо ушел в небытие. Но при этом возникли чисто технические неудобства в речи. Понятие "человек" является одновременно и обыденным, которое трудно входит в философскую речь, поскольку чаще всего в обобщенно-теоретических трудах имеется ввиду инвариантное, обобщенное понятие человека, человек в его универсальных характеристиках независимо от индивидуально-типологических вариантов. В то же время в психологических и биологических трудах удобнее применять понятие "индивидуум", поскольку тут обсуждается либо проблема индивидуально-типологических отличий, либо отличия групп индивидуумов (конечно, работает еще и традиция словоприменения в разных сферах знания, которая возникает зачастую по случайным механизмам). Если дополнительно отметить, что свойства человека детерминированы разными факторами на разных уровнях организации живой материи (биологическом, психическом, психологическом, социальном, культурно-историческом, духовном, Космическом), то предлагается подвести итог в таких формулах:
      Человек - философское понятие, разумеющее представителя Человечества в его универсальных свойствах всех организационных уровней (биологическом, психическом, психологическом, социальном, культурно-историческом, духовном, Космическом).
     Индивидуум - философско-психологическое понятие, имеющее ввиду человека как отдельного представителя человеческого сообщества во всех его универсальных (инвариантных) и индивидуально-типологических дифференцирующих (вариативных) свойствах всех организационных уровней.
      Индивид - психологическое и биологическое понятие, человек в его биологических, организмических свойствах как универсальных (инвариантных), так и дифференцирующих (вариативных).
      Субъект деятельности - философско-психологическая категория, объясняющая факты субъектной детерминации человеческих свойств и деятельности, трудно объяснимые объектно-детерминирующими механизмами....



ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНТ | Просмотров: 549 | Добавил: AOV | Дата: 16.10.2008 | Комментарии (0)

Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru