Педагогическая практика студентов высшего учебного заведения в современной школе. Из опыта работы. «…как бы успешно человек ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если он не будет учиться на опыте, никогда не станет хорошим педагогом» А.С. Макаренко Социальные перемены, происходящие в обществе, по-новому ставят вопрос о профессиональной компетенции учителя. Творческое мастерство учителя формируется в конечном счете в самой практической деятельности, в ходе накопления его опыта. Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов высшего образования является педагогическая практика. Подготовка учителя к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. При осуществлении задач школьной реформы будущим учителям предстоит освоить новое содержание учебных предметов, в том числе и технологии. Ознакомиться с новыми формами и методами обучения, овладеть компьютерными технологиями, найти более эффективные пути идейно-нравственного, эстетического и физического воспитания школьников. Ежегодно проходят педагогическую практику в МОУ «Лицей №40» г. Петрозаводска студенты Карельской государственной педагогической академии факультета «Технология и предпринимательство». Практику проходят студенты на четвертом и пятом курсе, когда ими изучены все основные психолого-педагогические и методические дисциплины. Это позволяет практикантам осознанно и творчески применять полученные знания, организуя образовательный процесс по технологии в школе. Учитель - руководитель практики – это, прежде всего, помощник, консультант, проводник в мир педагогической профессии. Он организовывает работу с практикантами таким образом, чтобы сначала научить их, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже требовать выполнение педагогических задач на определенном уровне. На первом собрании составляется план работы проведения практики студентов. От характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех, профессиональный рост будущих специалистов – учителей технологии. У студентов, во время прохождения практики, должны быть сформированы общие способы методических действий: • проектирование занятий в образовательной области технология; • работать с различными информационными источниками; • умение организовывать самостоятельную работу учащихся; • умение обосновывать выбор тех или иных методов, методических приемов, средств, форм организации учебной и внеклассной деятельности учащихся; • умение проводить самоанализ; • самоорганизация, самообразование. Каждый студент составляет свой план работы по программе технологии, учится работать с учебником под редакцией Симоненко В.Д. и другой методической литературой по предмету. Тематика занятий чаще всего близка интересам многих учащихся, чаще всего близка интересам многих учащихся, имеет практическое направление и отвечает их потребностям. На уроках технологии в самом содержании предмета заложен большой потенциал для формирования мотивации учебной деятельности. Многие педагоги учатся проводить не только традиционные уроки, но и уроки с использованием новых форм и методик преподавания, которые способствуют развитию познавательного интереса к предмету: КВН, «Что? Где? Когда?», уроки – путешествия, уроки – праздники, уроки – экскурсии и др. Они привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большего числа школьников, интересным содержанием. Эти уроки хорошо учитывают психологию школьного возраста, ученик ставится в центре учебного процесса. Интересные уроки проходят, когда студенты используют различные наглядные пособия, не только имеющиеся в кабинете, но и созданные самим учителем. Студенты приносят на урок свои работы по декоративно – прикладному творчеству, проводят авторские выставки, рассказывают о том, какие выставки проходят в их высшем учебном заведении и с разрешения администрации КГПА, приносят работы студентов на урок по определенной теме. Также увлекательны и познавательны бывают уроки по изучению народной культуры Карелии, где студенты рассказывают о своей семье, приносят на урок семейные реликвии. По итогам раздела программы проходят выставки с театрализованными представлениями. Во время прохождения практики молодые учителя активно участвуют во внеклассной деятельности. Здесь им предоставляется возможность показать свои знания и умения, которые они получили в КГПА. Они с удовольствием проводят мастер – классы по бисероплетению, народной кукле, вышивке, по работе с кожей, пластиком и др. не только на уроках, но и на праздниках «Маслненица», «Пасха», «Рождество». Студенты активно участвуют в городском образовательном фестивале по технологии «Добрых рук мастерство», где они проводят выставки, мастер – классы для учителей ОУ г. Петрозаводска по декоративно – прикладному творчеству. По окончании практики студенты собирают материалы: наглядные пособия, дидактический материал, карточки контроля знаний, и др., которые будут служить образцами для его работы в качестве учителя технологии. В качестве зачетной работы каждый студент разрабатывает электронный образовательный пакет, включающий проект урока или внеклассного занятия, использующих образовательные ресурсы Интернет, комплект дидактических материалов к разработанному уроку или внеклассному занятию. Педагогическая практика студентов в современной школе требует активную деятельность молодого учителя с использованием новых педагогических технологий. От характера подготовки и организации практики зависит ее успех. Студенты должны освоить новые жизненно необходимые навыки, в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Учитель – наставник помогает студентам преодолеть возможные трудности при выполнении всех задач и видов работ педагогической практики, повысить профессиональный рост будущих специалистов. |