Зарегистрированных Всего: 7234 За месяц: 0 За неделю: 0 Вчера: 0 Сегодня: 0 Из них Администраторов: 7 Модераторов: 7 Проверенных: 739 Пользователей: 6480 Из них Мужчин: 2109 Женщин: 5125
РАЗДЕЛ: «ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ» ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ИСКУССТВЕННЫХ ВОЛОКОН И ТКАНЕЙ ИЗ НИХ» 2 часа. Цель: Учить наблюдать, сравнивать, анализировать. Развивать представление о сложном технологическом процессе производства тканей из химических волокон. Задачи урока: 1. Повторить систему деления волокон по их сырьевому составу. 2. Формировать навыки определения сырьевого состава. 3. Способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к результатам труда. 4. Воспитывать ответственное отношение к правилам техники безопасной работы с огнём. Оснащение лабораторной работы: образцы тканей и волокон химического происхождения, спиртовая горелка, зажигалка, ножницы, стакан с водой, стеклянная тарелка. Оснащение теоритической части урока: рабочая тетрадь, мультимедийная аппаратура. Межпредметные связи: химия, биология. Методы обучения: частично-поисковый, беседа, органолептический, анализ видеоматериалов, работа в тетради. Тип урока: комбинированный. Ключевые понятия урока: сырье, волокна, вискоза, сырьевой состав материалов, ткань, трикотаж, свойства тканей. Вид контроля знаний: тест. Ход 1 урока 1. Организационный момент (2-3 минуты) 1. Проверка посещаемости. 2. Проверка готовности учащихся к уроку и организации рабочих мест. 2 Актуализация опорных знаний умений и навыков и мотивационных состояний.(17 мин) Учитель: Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из химических волокон, мы с вами увидим сложный технологический процесс производства тканей, научимся определять их сырьевой состав. Запишите в тетрадях тему урока (с помощью мультимедиапроектора на экране высвечивается и зачитывается тема урока). Учитель: Урок мы начнем с повторения темы “Сырьевой состав текстильных волокон и тканей” (анализ интерактивной таблицы на экране). Вопросы для анализа: 1. На какие две группы делятся все текстильные волокна по их сырьевому составу? (натуральные и химические). 2. На какие группы делятся натуральные волокна по происхождению? (растительного и животного) 3. Растительные волокна, в свою очередь делятся на какие группы? (льняные и хлопчатобумажные) .а волокна животного происхождения делятся на …….? (шёлковые и шерстяные). 4. Сырьё это ...? Учитель даёт возможность самостоятельно, своими словами сформулировать, что такое сырьё. Если дети не проявляют мыслей в нужном направлении, то вопрос нужно оставить пока без ответа и позже* вернуться к нему. 5. А что же такое волокна? Учитель даёт возможность самостоятельно, своими словами сформулировать, что такое волокна. Если дети не проявляют мыслей в нужном направлении, то вопрос нужно оставить пока без ответа и позже* вернуться к нему. 6. Какова цель изучения состава волокон по их происхождению? (этот вопрос будет являться основным в постановке цели изучения данной темы). При условии, что дети мыслят верно, учителю нужно подвести итог рассуждения, совместно с детьми сформулировать цель изучения данной темы. При условии заблуждения детских рассуждений, учителю необходимо направить их мысли в нужном направлении, подвести итог рассуждений и сформулировать цель изучения данного вопроса : Изучать состав и происхождение волокон необходимо для того, чтобы уметь правильно подобрать ткань или текстильное изделие с учётом свойств материалов, а также знания состава материалов помогут нам обеспечить правильный уход за этими вещами.
3. Изучение нового материала (20 мин)
(Рассказ учителя) Ткань – это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно. Мы очень часто слышим о том, что сейчас кругом синтетика, а натуральные материалы в цене! И как же нам быть, как суметь отличить натуральные ткани от синтетических, и в чём их существенное отличие нам поможет швейное материаловедение. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Как вы думаете, из чего (или что является сырьём) делают флис? А из чего делают вискозу? (ткани показать ученицам, дать потрогать). Для того чтобы ответить на этот вопрос мы проведём лабораторную работу и органолептическим методом определим сырьевой состав волокон для изготовления искусственных и синтетических волокон. Лабораторная работа (учитель демонстрирует, учащиеся наблюдают, анализируют, делают выводы): 1. Повторение правил ТБ при работе с огнём. 2. Сравнительный анализ образцов тканей из синтетических волокон: нитро шёлк, костюмная - лавсан, флис и др. и наблюдение за их горением и горением синтетических волокон. 3. Вывод: по внешнему виду ткани разные, разные на ощупь, процесс горения одинаковый (чёрный дым, яркое красно-жёлтое пламя, тянущийся сплав, пахнет резиной) – значит, изготовлены из одного сырья! из чего? (вопрос можно оставить пока без ответа) Вопрос учителя к детям: Можем ли мы предположить, из чего изготавливают такую мягкую и знакомую нам ткань как флис? Ответить нам на этот вопрос, который остался пока без ответа поможет видео ролик из цикла «Как это сделано?» «Флис» (10 мин) Вопрос к фильму записать в тетрадь: что является сырьем для изготовления синтетических волокон? Просмотр фильма, обсуждение, запись ответа на вопрос. Ход 2 урока 1. Организационный момент (2-3 минуты). 1. Проверка присутствующих без опоздания. 2. Проверка организации рабочих мест. 2. Актуализация опорных знаний (22 мин) Учитель напоминает полученные результаты и вместе с учащимися конкретизирует сделанные во время первой части лабораторной работы выводы. Продолжение лабораторной работы: 1. Повторение правил ТБ при работе с огнём. 2. Сравнительный анализ образцов тканей из искусственных волокон- вискоза и наблюдение за горением ткани и волокна. 3. Вывод: по внешнему виду ткани разные, приятно мягкие на ощупь, процесс горения одинаковый: в начале яркое сине-зелёное пламя, после процесс горения напоминает процесс горения волокон и тканей растительного происхождения. Из чего же сделана эта ткань, которую называют вискозой и почему в магазинах её часто предлагают как ткань натурального происхождения? (вопрос можно оставить пока без ответа) Ответить нам на этот вопрос, который остался пока без ответа поможет видео ролик из цикла «Как это сделано?» «Вискоза» (10 мин) Вопрос к фильму записать в тетрадь: что является сырьем для изготовления искусственных вискозных волокон? Просмотр фильма, обсуждение, запись ответа на вопрос. Учитель: Посмотрев эти два видеофильма, давайте попробуем ещё раз сформулировать своими словами понятие «сырье»* - это ……(неочищенный, не подготовленный материал полученный от природы), а волокно* – это …. (обработанное, подготовленное к дальнейшей обработке сырьё)
Давайте вспомним, что такое ткань? Ткань это переплетение основных и уточных нитей, вязаное полотно будет называться – трикотажем. Сырьем для производства нитей или пряжи служат волокна. (Запись в тетрадь). 3. Проверочная работа на закрепление материала (5 мин) Тест на печатных листах из 5 вопросов (прил.1). (оценки за проверочную работу лучше огласить на следующем уроке во время повторения пройденного материала. Анализ результатов проверочной работы позволит более точно построить повторение на следующем уроке. 4. Подведение итогов (10 мин) Учитель: мы сегодня познакомились со сложным технологическим процессом производства синтетических и искусственных тканей. Мы узнали, что на изготовление синтетических тканей используют продукты переработки нефти и газа и вторичные полимерные материалы, такие как пластиковые пакеты или бутылки. Узнали о том, что для изготовления искусственного вискозного волокна используют целлюлозу из древесины. А для чего необходимо нам знать состав сырья в тканях или пряже или др. материалах? Рассуждения детей обобщает учитель: для того чтобы учитывать свойства тканей. А что такое свойства тканей? Рассуждения детей обобщает учитель: свойства – это способность тканей изменяться в тех или иных условиях. Как вы думаете, какие свойства нужно учитывать при покупке ткани для пошива вечернего платья со складками? рассуждения с пояснениями. А какие свойства необходимо учитывать при покупке спортивной одежды? рассуждения с пояснениями. Оценивание наиболее активных учащихся, давших наиболее точные и полные ответы. На следующем уроке мы более подробно познакомимся с процессом производства тканей, проведём органолептическое исследование свойств тканей из химических волокон. Д/З Для этого я прошу вас подготовить информацию о свойствах вискозных и лавсановых тканей.
Использованные источники и литература: 1. Технология: учебник для учащихся 7 класса /В.Д. Синица, О.А.Кожина, В.И. Жураховская: под.ред. В. Д. Симоненко-М.: М.:Вентана-Граф, 2007. 2. http://www.youtube.com/watch?v=n5pukpjFDOc 3. http://www.youtube.com/watch?v=6QrXVjTKP84
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)