«Моя педагогическая философия» (эссе) «Хороший учитель – это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюблённый в неё, знающий её горизонты – новейшие открытия, исследования, достижения. Гордостью школы становится учитель, который, в дополнение к сказанному, сам неравнодушен к проблемам, над которыми бьётся его наука, обладает способностью к самостоятельному исследованию». В.А. Сухомлинский. Мне созвучна идея Мартина Хайдеггера о том, что «мысль - всегда немного одиночество...» предлагаю в течение моих рассуждений побыть в одиночестве... вместе со мной... На протяжении нескольких лет, я являюсь классным наставником, руководителем коллектива школьников. Поэтому, хочу поговорить о «вечной», но, тем не менее, всех волнующей теме — о взаимоотношениях семьи и школы. Когда случается что-то неладное с ребятами, и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа — это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега — ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу, где его ждут и любят. Семья даёт ребенку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать. Именно в семье происходит непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать. Мне думается, надо создавать у ребят очень высокое, я не побоялась бы сказать, романтическое отношение к школе. К сожалению, это ощущение необыкновенности, значительности своего нового места в жизни, к которому ребята в хороших школах приходят с первого же урока, не повсеместно. Порой это и от семьи зависит. Когда вместо того, чтобы подготовить вот это романтическое, уважительное отношение к школе, из нее делают «буку», ребенку заранее кажется, что он попадает в тиски требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Далее, хотелось бы сказать вот о чем. Я часто вижу, как возникают — иногда по вине родителей, а иной раз по вине учителей — ненормальные отношения между семьей и школой. Это приучает ребят к полной безответственности. Дома школьник жалуется, что к нему плохо относится учительница, а в школе — что ему дома мешают заниматься. Все это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьей. С родителями своих ребят я встречаюсь не только по поводу какого-то ЧП, и не только в школе на родительских собраниях. Мы часто проводим свободное время вместе с детьми на самых разных классных мероприятиях, на природе и т. д. Кроме того, стараюсь, обязательно побывать в семье. Я понимаю, что если в классе 29 учеников, то 29 домов и за целый день не обойдешь. Но за время обучения с 5-9 класс, это сделать можно, и не один раз. И ребята совсем в ином свете видят меня, как учителя, когда я прихожу к ним домой. И возникает спокойный, дружеский разговор с родителями, и хорошо, если этот разговор начинается в присутствии моих учеников. Но конечно, если даже учитель очень хорошо знает своих ребят, он не всегда должен вмешиваться в их личную жизнь и в их дела. Очень часто бывает, что мы выговаривает своему воспитаннику: «Почему ты перестал дружить вот с такими-то очень хорошими ребятами, а дружишь с этими?» — «А что, они плохие?» — «Нет, они не плохие, но я считаю...» и т. д. Вот так под вывеской сплочения класса происходит насильственное и искусственное сближение, которое прочным никогда не будет. Конечно, класс должен быть сплоченным. Но друзей выбирают по вкусу, по личному пристрастию, и, когда тут учитель начнет вмешиваться, добра не будет. Мы только приучим ребят лицемерить, врать и принизим в их глазах святое чувство дружбы, без которой и коллектив не держится. Ведь школьный коллектив состоит из людей, связанных не только общим делом, но и дружбой. Поэтому мера вмешательства школы в личную жизнь ребенка должна быть разумно определена. Хороший учитель сам понимает, где он должен остановиться или, по крайней мере, обойтись без административного вмешательства. Здесь я целиком согласна с макаренковской формулой — как можно больше требовательности, как можно больше доверия. Если требования учителя основаны на точном, глубоком знании интересов, настроений и возможностей всех своих питомцев, если он по-настоящему доверяет им, то и они, вероятно, ответят ему тем же доверием. Только это никаким планом и никакой придуманной схемой не предусмотришь. Так вот, когда мы находим у ребят те или иные недостатки, школа и семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват. Это союзники, а не конкуренты. Пусть они всегда идут навстречу друг другу. |