Прозорова Л.А., Бойко Е.В. Цель проектной деятельности - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества. Приоритетным направлением в деятельности школ Кировской области в условиях модернизации образования стало обновление содержания образования через переход на новый базисный учебный план, в том числе на новый региональный компонент "Основы проектной деятельности" в 5-9 классах и "Основы проектирования" в 10-11 классах. Проектная деятельность в нашей школе организуется таким образом, чтобы ученики постепенно могли осваивать наиболее актуальные для работы над проектами технологии и способы деятельности. Работа с учащимися организована по модулям: В 5 классе учащиеся получают опыт поиска информации, необходимой для решения значимой для них проблемы: осваивают алгоритм поиска информации по заданному учителем параметру, грамотное оформление ссылок на источник информации; знакомятся со структурой, видами каталогов и справочной литературы, ее применением в различных жизненных ситуациях. Сначала работа проводится с использованием ресурсов школьной библиотеки, затем ученики знакомятся и работают с каталогами более крупных библиотек. На конечном этапе обучения проводится игра "Информина", которая покажет результат освоения навыков работы со справочной литературой. Модуль "Работа со справочной литературой и каталогами" преподаётся заведующей школьной библиотекой. Опыт работы в преподавании данных модулей представлен на областном профессиональном конкурсе "Мои инновации в образовании" в 2008 году. В 5 классе педагог-психолог школы ведёт модуль "Способы эффективного общения в команде", а в 6 классе модуль "Вместе к одной цели". Оба модуля направлены на развитие умения продуктивно взаимодействовать в группе, в команде, в классе. Развитие способности группового взаимодействия, определение своего места в коллективе, в отношениях со сверстниками - вот наиболее актуальные проблемы учащихся данного возраста, требующие пристального внимания школьного психолога. На занятиях учащиеся получают опыт бесконфликтного общения через игровую деятельность, тренинги, учатся правильно вести себя при возникающих конфликтах, делить ответственность за результат коллективного труда, на практике пробуют себя в качестве участников групповой дискуссии, в различных ролях в группе, учатся договариваться о правилах и соблюдать принятые на себя обязательства, уважительно относиться к чужому мнению и уметь соотносить его со своим собственным. В 5, 6 классе модуль "На пути к лучшей идее" реализуется параллельно с предметом "Технология", в рамках которого проектная деятельность как метод обучения применяется уже 10 лет. Дети учатся определять потребности, формулировать цели и задачи, выполнять исследовательскую работу с помощью методов решения творческих задач, составлять дизайн-спецификации, инструкционные карты, осуществлять экологическое и экономическое обоснование проекта и атрибутивный анализ. В старших классах в рамках модуля "Методы исследования" учащиеся изучают: основы композиции анкеты и интервью, классификацию вопросов, проводят апробацию анкетного опроса, обрабатывают информацию и представляют результаты. Учащиеся 9-11 классов школы, изучая курс "Основы проектной деятельности" и "Основы проектирования", выполняют социальные, исследовательские, инженерные, технологические проекты, проекты по предметам. Чаще всего школьники выбирают социальные проекты. Социальные проекты учащихся направлены на удовлетворение потребностей класса, школы. Школьники создают альбомы и видеоролики о жизни класса и школы, пополняющие школьный музей, поздравительные уголки и открытки, озеленяют территорию школы. Принимают активное участие в воспитательной работе школы: определив проблемы, выпускают стенгазеты, пропагандируют здоровый образ жизни, разрабатывают и проводят праздничные мероприятия. Значимы и видны детям проблемы города. В связи с этим, создан проект перепланировки городского пляжа в районе медицинского училища с учётом данных социологического опроса местного населения. Выбирают учащиеся и исследовательские проекты по интересам, увлечённо занимаясь в краеведческих и туристических кружках. Изучая свою родословную, составляют генеалогическое древо своей семьи. На основе собственного жизненного опыта в области туризма, учащиеся под руководством педагога создают методические пособия по спортивному туризму. Свои проекты учащиеся представляют на исследовательских школьных и районных конференциях. Лучшие работы молодых исследователей родного края опубликованы в сборнике "Омутнинские просторы" отдела краеведения Станции юных туристов и в сборнике научных трудов "Культура народа - твоя культура" кафедры Всеобщей истории Вятского государственного университета. Инженерные проекты представлены разработками карты экологически чистого города, планами школы в компьютерном варианте. Результатами технологического проекта являются оригинальные работы: предметы интерьера и гардероба, аксессуары, сувениры, выполненные в различных техниках (бисероплетение, макраме, лоскутная техника, вязание на спицах и крючком, шитьё, вышивка). Выполняя проекты по предметам, дети разрабатывают наглядные сопровождения к различным урокам: мультимедийные презентации приложение к учебнику. Изучив историю родного края, учащиеся создали модель русского народного костюма, герб Омутнинска, презентацию исторических достопримечательностей нашего города. Итоги проектной деятельности представляются в рамках проектной недели, целью которой является развитие презентативных умений и навыков учащихся, распространение и обмен опытом работы, выявление победителей. Она организуется администрацией и руководителем проектной деятельности в четвертой четверти. Начинает неделю торжественное открытие и выставка тезисов. Затем ежедневно проходят научно-практические конференции, на которых учащиеся защищают выполненные проекты, используя новейшие информационные технологии. Экспертная комиссия оценивает проекты и определяет победителей. Механизм оценивания и защиты проектов осуществляется с помощью разработанных методических рекомендаций Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Завершает проектную неделю торжественная линейка, на которой проходит награждение победителей Дипломами первой, второй и третьей степени. Полученные Дипломы пополняют портфолио ученика и повышают его рейтинговый балл при дальнейшем изменении образовательного маршрута. По итогам проектной недели 2007-2008 учебного года в школе был выпущен сборник тезисов проектных работ учащихся 9-11 классов, включивший в себя51 работу и данные о победителях. Итоговая оценка по предмету "Основы проектной деятельности" учащимся 9-х классов выставляется в аттестат об основном общем образовании, а выпускникам 11 класса за курс "Основы проектирования" - в аттестат о среднем (полном) общем образовании. Ежегодно учащиеся школы становятся призёрами и победителями, представляя свои работы на районных выставках и конкурсах, втором туре Всероссийской олимпиады, Всероссийском фестивале творческих работ учащихся "Портфолио" и Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ. Таким образом, организация проектной деятельности учащихся в образовательном процессе школы позволила добиться следующих результатов: * создана проектная команда во главе с руководителем проектной деятельности; * педагогами разработано содержание цикла занятий по модулям, которое в перспективе планируется издать в форме методических рекомендаций; * внедрена новая форма подведения итогов и результативности проектной деятельности - проектная неделя. В конечном итоге, проектная деятельность позволяет реализовать идеи сотрудничества учителя и ученика, участие каждого ученика в улучшении окружающей жизни, способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей школьников, что повышает конкурентоспособность выпускника школы на рынке труда. |