Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Сафари

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » 2008 » Ноябрь » 29 » «Приобщение воспитанников школы-интерната к традициям народной культуры»
01:41
«Приобщение воспитанников школы-интерната к традициям народной культуры»

(Выступление на выставке)

   Наша школа, как и Удмуртия в целом, многонациональная, поэтому так важно знакомить учащихся с культурой народов, населяющих нашу республику. Необходимо помочь им увидеть нечто, присущее только одному народу, и то общее, что появилось в результате тесных соседских взаимоотношений.
  Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы обучения и воспитания, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народной культуры, но и её развитию.
  Погружение в этнокультуру родного края осуществляются в нашей школе на основе изучения программ трудового обучения и дополнительного образования. В каждый раздел включены сведения национального характера, учащиеся знакомятся с народными обычаями и обрядами, народными ремеслами, проводится параллель между стариной и современностью.
  Освоение народной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды и праздники – обобщение в течение многих веков знаний человека об окружающем мире, о самом человеке и его отношений к себе подобным. Здесь единое целое составляют повседневность и органично ее перемежающие обряды, магические действия. 
  Одним из средств приобщения к народным традициям календарных праздников может стать декоративно-прикладное искусство. 
  Подготовка экспозиций для всероссийских конкурсов на рождественскую тему дала детям возможность познакомиться с рождественскими традициями разных стран и народов.  
  Участие в республиканских выставках стало поводом для знакомства с пасхальными традициями: украшать жилище веточками вербы; расписывать пасхальные яйца; освящать в церкви пасхальные куличи; дарить вышитые салфетки. Каждая из этих традиций отображена в декоративном изделии. Праздник Пасхи – это и первый весенний праздник, не случайно объединяющим элементов всех экспонатом является веточка цветущей яблони, как символ Весны, возрождения природы.  
  Интерес представляют некоторые забытые народные праздники и обряды, связанные с ними. Примером может служить народный праздник «Починки». В старину 16 февраля по русскому обычаю устраивали починки – латание дыр в одежде. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего делать праздник, праздник будничного бабьего труда.
  Возникла идея возродить этот обряд, но на новый лад. На основе исторического материала был разработан сценарий внеклассного мероприятия «Народный праздник Починки» в виде конкурса мастериц. Это один из примеров использования занимательной формы проведения занятия при изучении такой, на первый взгляд, неинтересной темы как «Ремонт одежды». Латание дыр в одежде здесь представлено как лоскутное шитьё – традиционный вид рукоделия многих народов мира, который в наше время возродился в новых современных формах. В связи с этим стоит отметить, что лоскутное шитье, как один из видов декоративно-прикладного искусства, изучается в нашей школе в более широком объеме, чем предполагает программа трудового обучения. Благодаря простоте техники исполнения и доступности используемых материалов, этот вид рукоделия является одним из любимых у девочек разного возраста. Осваивая приемы лоскутного шитья, девочки учатся бережливости, что всегда ценилось в женщине – хозяйке дома.
  Еще об одном забытом обряде стоит упомянуть. Девочки знакомятся с этим обрядом при изучении темы «Народные игрушки». Это удмуртский детский обряд «Чача куран» (собирание лоскутков). Девочки накануне Пасхи в чистый четверг ходили в гости к своим крестным, собирали лоскутки, я затем в доме одной из подружек начинали «вертеть» кукол. Традиционная игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. 
  Следуя народным традициям, с девочками младших классов учимся «вертеть» кукол. Казалось бы, зачем сегодня делать кукол своими руками? Зайди в магазин и вот они – призывно улыбаются, разодетые в роскошные платья. Выбирай любую! Но не всем по душе эти пластмассовые красавицы. Слишком глупы и бездушны их лица. И потому некоторые девочки играют в другие куклы, а заодно возрождают давно забытое народное искусство.  
  Замечено, что куклы, сделанные своими руками, способны исцелять душу и тело. С рук стекает исцеляющая энергия любви и добра. Изготавливая куклу, мы раздражаем биологически активные точки и получаем лечебный эффект в виде оздоровления всех органов человека. 
  Девочки не только учатся делать кукол, но, и обряжают их в национальные костюмы. Создавая костюм для этнографической куклы, важно уловить его дух, колорит, яркость и сдержанность одновременно. 
  Наша одежда является непосредственным источником человеческих знаний о прошлом. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.  
  Отрадно видеть, что и у нас идет процесс возрождения национальной культуры. Школьники не считают зазорным надеть народный костюм, выступить в спектакле, на фольклорном празднике с танцами и песнями. Примером может служить детский коллектив «Радость», состоящий из учащихся 5 класса нашей школы. Дети с удовольствием обряжаются в народные костюмы, сшитые для них старшими ученицами.
  Говоря о приобщении детей к традициям народной культуры, нельзя забывать о народной вышивке, о ее связи со стародавними традициями, обычаями и обрядами народа.
  Мы решили возродить еще одну народную традицию: в виде девичьих посиделок проводим вводное занятие по вышивке. Под тихое звучание народных песен дети знакомятся с историей вышивки, с цветовой гаммой ниток у того или иного народа; с орнаментальными мотивами русской и удмуртской вышивки. Девочки узнают о том, что в старину удмуртские мастерицы в основном использовали вышивку «Набор», а крестом начали вышивать намного позднее, благодаря влиянию русской материальной культуры. Наши девочки с успехом освоили эти виды вышивки. В прошлом вышивка чаще всего применялась для украшения одежды и обрядовых полотенец. В наше время вышивка возродилась в иных формах. Примером могут служить многочисленные, вышитые крестом картинки, современные сувениры и предметы быта, украшенные вышивкой «набор», выполненные руками школьных рукодельниц.
  Приведу еще один пример возможности приобщения к народным традициям. В 5 классе изучается тема «Материаловедение». На первый взгляд, о какой связи между народной культурой и техническим растением лен может идти речь. Но если обратиться к многочисленным литературным и этнографическим источникам, дошедшим до нас из глубины веков, можно понять, почему лен заслужил такое почтение в народе. 
  На Руси лён известен с незапамятных времен и любовно в народе именуем «Лён – батюшка». В далеком прошлом лен и кормил, и одевал, изделиями изо льна люди украшали свой быт, поэтому с ним связано много обрядов и праздников, сложены песни, пословицы, загадки. Цветущее поле льна вдохновляет и наших современников. Глубокий философский смысл заложен в стихотворении «Лен» удмуртского поэта Ф.Васильева. 
   
  Поле голубого льна, Лён мой, лён мой, скоро ты
  Ты, как небо, голубое. Превратишься в шортдэремы,
  Грань не определена Вышьют женщины цветы,
  Между небом и тобою. Сложим мы о них поэмы,
  О цветах бескрайних льна,
  О цветах на юбке хрусткой.
  Грань не определена
  Меж природой и искусством. 
   
  Следует признать, что на протяжении долгого времени к изделиям народного искусства относились в основном как к сувенирной продукции. Отрадно, что со временем пришло понимание значимости народного искусства: в произведениях мастеров таится образное мировосприятие и высокая духовность. Народное искусство, таким образом, представляет собой одновременно материальную и духовную культуру.
  Учитывая запросы сегодняшнего дня, мы стараемся искать новые пути приобщения воспитанников к традициям народной культуры. На своем опыте мы убедились в том, что, используя средства декоративно-прикладного искусства, можно добиться ощутимых результатов. При этом мы не ставим перед собой цель создания монументальных высокохудожественных произведений. 
  Наша задача состоит в том, чтобы создать условия для развития творческого потенциала воспитанников через понимание ценности и мудрости народного искусства, создать атмосферу принятия народной культуры, радости сотворчества, свободы выбора.
  Из опыта предков, их умения приспособиться к внешней среде и себя в ней утвердить, черпают люди знания и навыки, прибавляя к ним и достигнутое своим умом-разумом. Постепенно в народной жизни накапливается огромный практический опыт. Все приобретенное народом и отдельными людьми может и должно стать предметом не только изучения, но и практического освоения и использования.

Категория: Лебедева Лариса Григорьевна | Просмотров: 1435 | Добавил: Lebedeva | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru