На сегодняшний день существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные тесты). По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые и аппаратурные. По объекту оценки - на процессуальные тесты и тесты достижений [1].
Тест, предназначенный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, объединенных общей концепцией или теорией измерения различных свойств личности, образуют гетерогенный тест. Существует и другая классификация тестов.
Так, по количеству участников в процессе тестирования тесты разделяются на индивидуальные и групповые, по форме ответов - устные и письменные, по характеру ответов - предписанные и свободные, по характеру умственных действий - вербальные и невербальные.
Изложение принципов разработки заданий в тестовой форме начинается с рассмотрения задач в которых производится выбор одного ответа из двух, трех, четырех, пяти и большего числа ответов. Для некоторых выбор одного ответа из числа предложенных кажется иногда единственной тестовой формой. Да и само слово «тест» в сознании многих ассоциируется с выбором ответов, хотя есть и другие формы, где надо дополнять предложенную последовательность, а так же устанавливать соответствие между предложенным множеством.
Самые первые задания с двумя ответами требовали однозначного ответа «верно - неверно», «да - нет». Они вызывали большую и, надо сказать, местами справедливую критику, вследствие чего стали применяться редко, преимущественно в психологических и социологических тестах - там, где требуется выразить мнение, отношение к чему-либо или дать оценку.
Среди недостатков заданий с двумя ответами - сравнительно высокая вероятность угадывания правильного ответа, которую принято обозначать буквой Ѕ. Но полученные с помощью догадки баллы корректируются - ровно на столько, на сколько может увеличиться сумма вследствие этого.
К достоинствам заданий с двумя ответами можно отнести краткость задания, быстроту тестирования, высокую технологичность. Они тесно связаны такими основными законами логики, как закон противоречия и закон исключенного третьего. Первый гласит, что нельзя одно и то же одновременно утверждать и отрицать, а закон исключения третьего - чтобы задание вместе с одним из ответов превращалось либо в истинное высказывание, либо в ложное. Это вносит ясность в вопрос - изучен материал или нет.
Задания с двумя ответами используются для устного группового опроса, в процессе которого преподаватель читает задание, а учащиеся, либо сразу, либо спустя 3 - 5 секунд отвечают все сразу.
Задания с тремя ответами. В практике тестирования задания с тремя ответами распространены больше, чем задания с двумя ответами, но меньше, чем задания с четырьмя, пятью и более ответами. Одна из причин такого положения - исследования проведенные в 1925 г., где с точки зрения надежности теста было показано преимущество заданий с четырьмя, пятью ответами, по сравнению с тремя.
Сейчас мало кто создает задания с тремя ответами, не больше и не меньше, за исключением случаев, когда только три ответа и возможны.
К положительным сторонам заданий с тремя ответами относится возможность измерения знаний посредством использования порядковой шкалы, построенной по принципу градуирования. В этом случае возрастает дисперсия баллов (стандартная, очень важная в тестологии мера вариации), а следовательно, и дифференцирующая способность теста, т.е. способность различать знающих испытуемых от незнающих.
Недостатком является заметная вероятность угадать правильный ответ при незнании учебного материала. Это главная причина редкого использования заданий с тремя ответами и стремления делать задания с большим числом ответов.
Сфера применения - самоконтроль, входной и текущий контроль, реже итоговый.
Из всех существующих в мире задач с выбором одного ответа из нескольких, задания с четырьмя ответами распространены больше других.
К положительным сторонам заданий с четырьмя ответами относится невысокая вероятность угадать правильный ответ, возможность проверять знания в противопоставлении с незнанием и эстетичность. Ответы, расположенные в центре теста двумя столбцами, смотрятся довольно привлекательно.
Сфера применения - самоконтроль, входной, выходной педагогический контроль.
Поэтому при разработке тестов предлагается использовать тестовые задания с 4-мя ответами, т.к. в них существует оптимальность числа ответов и возможность создать полную систему однородных ответов, в которой нет необходимости что-либо добавлять или убавлять.
Задания с пятью ответами создавать труднее, чем с меньшим числом ответов.
В России задания с пятью ответами стали широко применяться начиная с 60-х годов, после появления первых переводов с зарубежных, преимущественно американских публикаций по программированному контролю знаний. Это было время, когда в стране начали пытаться вручную сделать то, что изначально надо было выполнять с помощью ЭВМ. Несмотря на полное отсутствие подходящей техники, сама идея тестового контроля вызвала большой энтузиазм. Появились преподаватели, сумевшие наработать большое количество заданий в тестовой форме и материалов для программированного обучения.
Сфера применения - самоконтроль, текущий, итоговый контроль знаний.
Помимо заданий с пятью ответами, где один ответ правильный, а остальные - неправильные, есть и такие задания, в которых можно выбрать несколько правильных ответов из числа предложенных. Такие тесты позволяют более глубоко и дифференцировано оценить уровень знаний, а так же свести к минимальной вероятность угадывания.
Наряду с тестами, использующими в качестве возможных ответов заранее заготовленные варианты существуют и другие формы, которые рассмотрены ниже.
В задачах открытой формы готовые ответы не даются, но в них имеется возможность дополнить тот недостающий элемент ответа, который должен свидетельствовать о требуемых знаниях.
Конечно, такие задания имеют педагогическую целесообразность, как и тысячи других заданий. Но как их оценивать? Если давать по 1 баллу за все три правильно дополняемых слова, то встает вопрос сопоставимости получаемых баллов за разные задания.
Задания на установление соответствия. Эти задачи названы так по самому существенному элементу деятельности тестируемых: в них надо установить соответствие содержания элементов одного множества элементам другого множества.
Основная сфера применения - текущий, тематический контроль знаний. Лучше применять для самоконтроля и в текущем контроле знаний.
Задания, на установление правильной последовательности. Эти задания, позволяют проверить алгоритмичность знаний, умений, навыков, необходимые для установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов. Они особенно необходимы на заключительных этапах профессиональной подготовки.
Задания на установление правильной последовательности применяются для реализации двух функций тестов - контролирующей и обучающей.
В заключении можно поставить вопрос о сравнительной ценности всех форм тестовых заданий. Каждая форма проверяет определенные виды знаний, имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения тестов, от ориентации на ручную или машинную обработку данных и даже от приверженности разработчика к той или иной теории тестов.
1. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов, том 3, М. Просвещение, 1999.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=333&Itemid=28 |