Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Подготовка учителя в колледже, вузе » Материалы конференций

СОВРЕМЕНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
дной из важных задач, стоящих перед учителем, организовывающим учебно-воспитательный процесс в школе, является активизация познавательной, творческой деятельности учащихся. Для решения этой задачи у учителя имеется большой арсенал традиционных и новых, современных методов, форм и средств. На некоторых из современных подходов формирования творческой, познавательной активности, реализуемых в школах г. Новокузнецка, мы остановимся в своей работе.



Активные методы обучения, используемые
на уроках предмета «Технология»

Особенностью таких методов является то, что учитель активизирует внимание и мышление школьников, при этом активность их поддерживается независимо от того, желают они этого или нет.

Для таких методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служит педагогу контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.

Выбор и особенности использования активных методов обучения должны строиться с учетом характера учебных занятий. Познавательная деятельность учащихся на одних занятиях носит чисто учебный характер, а на других занятиях – оказывается близкой и подобной реальному труду. На таких занятиях происходит своеобразное подражание реальному процессу производства. Исходя из этого, занятия по технологии ученые делят на неимитационные и имитационные.

К неимитационным относят традиционные формы проведения занятий, на которых учителем устно излагается учебный материал (школьная лекция, рассказ, беседа, объяснение), лабораторные и учебно-практические занятия.

Активность на занятиях может достигаться тем, что в содержание учебного материала учитель вносит какое-либо противоречие. Это противоречие может быть между причиной и следствием при устном изложении учебного материала, между исходными данными и результатом практической деятельности (преднамеренное включение ошибок), между поставленной задачей деятельности и уровнем технологической грамотности учащихся.

При устном изложении учебного материала (словесные методы) активность учащихся достигается приемами проблемного обучения. Это может быть выдвижение и последующее обоснование различных предположений, постановка проблемных вопросов, организация дискуссионного рассмотрения нового материала.

На лабораторных занятиях познавательная активность учащихся может стимулироваться включением в инструкции заданий исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в измерениях и результатах, по интерпретации результатов для той или иной практической деятельности.

В процессе учебно-практических занятий активность учащихся можно стимулировать заданиями по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операции, подбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работ и т.п.

Имитационные занятия являются по форме аналогом реальной практики познания или созидательной деятельности. По организации деятельности учащихся их можно разделить на игровые и неигровые.

Неигровыми методами являются имитационные упражнения и разбор конкретных ситуаций. Имитационные упражнения могут носить двигательный и умственный характер. Наиболее эффективным средством активизации обучения в двигательных имитационных упражнениях являются тренажеры по управлению сложными технологическими машинами (например, для обучения навыкам управления суппортом токарного станка) и некоторые другие.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в умственных упражнениях эффективным средством может служить разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, аспектов маркетинга и др.

Имитационным методом активизации познавательной и практической деятельности учащихся является проектный метод обучения технологии. Проектное задание имитирует реальный процесс создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и кончая производством и даже иногда реализацией полученного продукта.

Имитационные игровые занятия или деловые игры являются эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. Они характеризуются следующими основными обязательными признаками:

1) наличием проблемы в организации или управлении тем или иным процессом и моделирование соответствующей ему деятельности специалиста;

2) наличием альтернативных целей для участников соперничающих групп или общих целей у членов одной группы, моделирующих реальную ситуацию;

3) наличием определенных правил для соревновательных игр или задание ролей для моделирующих игр;

4) противостоянием интересов участников соперничающих групп или наличием неопределенности в мотивации принятия решений членами группы, моделирующей реальную ситуацию;

5) согласованностью и последовательностью действий участников игровых групп, зависимостью этих действий от предшествующих результатов;

6) наличием стимулов в получении высокого результата;

7) объективностью оценки результатов игры и достижений отдельных участников.

В моделирующих играх желательно определенное противоречие интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие задания.

Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных ее эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен внешний промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

На занятиях по технологии используют игры двух видов. Первый вид связан с формой построения учебного занятия. Это может быть игровая форма подачи учителем учебного материала, например, составление с учащимися кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий.

Другой формой является игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационно-управленческую или социально-экономическую ситуацию. Это может быть, например, ситуация с организацией предпринимательской деятельности. Моделирование такой ситуации может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

Деловые игры наиболее эффективны для обучения учащихся организационно-управленческой деятельности, разработки экономических и экологических решений и в производственных ситуациях. Однако они могут применяться и при моделировании проектных конструкторских и технологических решений. Учитель должен помнить, что создание и проведение деловой игры является достаточно сложной педагогической задачей. Разработка качественной деловой игры может потребовать несколько недель, а иногда и месяцев кропотливого труда. Однако высокая образовательная и воспитательная эффективность этого метода, как правило, компенсирует потраченное время.

Более простым является метод разыгрывания ролей. Для конкретного эпизода технологического процесса создания изделия учитель задает ученикам ролевые функции. Например, одни учащиеся выполняют роли бригадиров, другие контролеров, третьи нормировщиков и т.п.

Разыгрывание ролей создает на занятии взаимосвязь учащихся и тем самым активизирует их познавательно-трудовую деятельность. Это достигается следующими основными средствами:

1) постановкой общей для группы сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия участников;

2) обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы;

3) дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с ролями;

4) введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.

5) обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце занятия.

К активным методам обучения на занятиях по технологии ученые и практики относят также игровое проектирование. Оно может быть связано с решением конструкторской задачи или с разработкой технологии. При реализации этого метода учитель сам формирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений, дополнительно поставив перед школьниками вопросы.

Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащихся разбивают на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. Разработка может проводиться и каждым участником отдельно. В зависимости от склонности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены учащимися для обсуждения на последующих занятиях. Отсроченные во времени задания активизируют мыслительную деятельность учащихся и во внеурочное время.

Каждый из приведенных выше методов обеспечивает активность учащихся в процессе обучения. Любой из них имеет определенную специфику, дидактическое назначение и область методического применения в учебном процессе. Ученые не рекомендуют увлекаться только одним каким-то методом. Наиболее целесообразно их сочетание с обычными (традиционными) методами обучения, которые обеспечивают необходимый для активной деятельности учащихся объем технико-технологических знаний, умений и навыков.

Кроме способов описанных выше существуют еще и другие, которые также формируют познавательную и творческую активность и не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности. Поделюсь некоторым опытом организации этой работы в многопрофильной гимназии №44 г. Новокузнецка, где я являюсь одновременно педагогом-совместителем и родителем своего ребенка.

Названная школа уже длительное время работает над проблемой развития личности каждого школьника. В связи с этим школа создает условия для проявления и развития индивидуальных способностей ребенка. Известно, что эти способности у учащихся необходимо сначала увидеть, распознать, а затем уже помочь им раскрыться. Эту задачу и решает педагогический коллектив гимназии.

Базисной дидактической теорией для организации работы явилась теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование интеллекта школьника, на развитие основ творческой личности.

В гимназии создана и работает программа «Интеллектуальное возрождение», включающая в себя 3 составляющие части:

– проблемный семинар для учителей «Одаренные дети»;

– программа для учащихся «Интеллект»;

– работа с родителями «Гимназия и семья навстречу друг другу».

Я остановлюсь в основном на третьем направлении работы, названной программы.

Педагогический коллектив школы понимает, что только совместно с родителями можно решить в полном объеме задачи обучения, воспитания, развития учащихся и поэтому имеет целую программу привлечения родителей к решению повседневных проблем школы.

В школе созданы и работают родительские комитеты, Фонд развития, а два года назад создан высший орган учебного заведения – Совет гимназии. Двадцать из шестидесяти мест в этом органе выделено родителям. Совет гимназии занимается как вопросами перспективного планирования работы школы, так и текущими ее делами.

Ежегодно администрация и педагогический коллектив школы проводят с родителями мероприятия, целью которых является: выявление родителей, которые могут организовать, а иногда и возглавить работу со школьниками по разным направлениям их творческой деятельности. Результатом этой кропотливой работы является существенный вклад родителей в задачу воспитания и развития школьников.

Так, например, родители в настоящее время возглавляют такие творческие направления работы со школьниками, как:

– научно-исследовательская деятельность учащихся по разным образовательным областям;

– клуб бардовской песни;

– спортивные группы, основная задача которых заключается в укреплении здоровья детей, а не в достижении спортивных вершин и другие направления.

Родители, как правило, не только организуют и руководят данной работой, но и непосредственно участвуют в ней. Они во многом являются примером, образцом, как для своих собственных детей, так и для одноклассников своего ребенка и других ребят школы.

Несколько лет я занимаюсь с детьми старших классов в рамках небольшого курса индивидуального обучения научно-исследовательской деятельностью по школьному предмету «Экономика». По курсу разработана и утверждена рабочая программа. Основной задачей курса является получение учащимися сведений по методологии и методике исследований, его структуре, организации, подведении итогов. Изучив курс, школьники приобретают знания о теоретических и практических методах исследования, основных подходах при постановке исследовательских задач, основных видах экспериментальной проверки исследовательских разработок, назначении и способах организации эксперимента, анализе его результатов, статистической обработке.

При разработке и проведении исследования у школьников формируются умения в формулировании целей и задач исследования, его планировании, организации, проведении, анализе результатов, статистической обработке полученных материалов, представлении результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, диаграмм.

В начале каждого учебного года, мы вместе с учителем экономики и заместителем директора по научной работе, выявляем среди школьников, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Хорошим стимулом для занятий в секциях научного общества учащихся является такая введенная в гимназии новая форма сдачи итоговой аттестации за курс полной средней школы, как публичная защита научных работ. Как правило, такие работы носят интегративный характер, выпускник на экзамене получает 2-3 отметки.

Позитивно влияет на привлечение учащихся к исследовательской деятельности работа предметных методических объединений, проведение традиционных «Дней науки», где учащимся предоставляется возможность проявить свой интеллект, поделиться достижениями в своих исследованиях. Одни старшеклассники выступают со своими сообщениями, другие слушают, принимают активное участие в обсуждении.

Хорошо стимулирует, так же, исследовательскую деятельность выпускников школы предоставление определенных льгот высшими учебными заведениями призерам предметных олимпиад и лауреатам научно-практических конференций.

В связи с вышесказанным, многие школьники гимназии с желанием и увлечением занимаются творческой деятельностью в одной из 23 секций.

С каждым желающим, заниматься в секции экономика, мы индивидуально определяем тему исследования, его структуру, методы и средства исследования, сроки подготовки того или иного материала. При выборе темы исследования максимально учитываются интересы и способности ребенка, актуальность проблемы, которой предполагается посвятить исследование, возможность практического применения результатов и многое другое.

Постоянная работа с детьми, необходимая помощь и консультации позволяют им проводить свои изыскания на высоком уровне и в утвержденные сроки.

Это подтверждается на апробации результатов исследований, которая проводится на ежегодной школьной научно-практической конференции учащихся.

Дети, занявшие призовые места в школе участвуют со своими докладами на районных, городских и региональных научно-практических конференциях. Ряд призовых мест занято учащимися гимназии №44 по секции экономика и в текущем учебном году.

В ходе выполнения учащимися своих исследований, кроме задач развития познавательной и творческой деятельности школьников решаются и некоторые другие.

Так, например, некоторые дети в силу своей скромности, пассивности, инфантильности или других причин часто не очень активны как на уроках, так и в других видах деятельности. Вовлечение детей в исследовательскую и другую творческую деятельность мобилизует их, делает более ответственными, целеустремленными, позволяет им поверить в свои силы и возможности, дисциплинирует их, что в целом позитивно влияет на их обучение, воспитание и развитие.

Далее...



Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=564&Itemid=28
Категория: Материалы конференций | Добавил: AOV (09.09.2009)
Просмотров: 1799 | Теги: Познавательная активность школьника | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru