Оценивание результатов работы студентов является одной из важных задач, стоящих перед преподавателем. Проверка знаний, умений и навыков, кроме контролирующей функции, должна выполнять обучающую и воспитывающую.
Контролирующая функция проверки заключается в установлении преподавателем степени усвоения студентами учебного материала. Обучающая функция контроля состоит в том, что при анализе выполненной работы, преподаватель уясняет, насколько успешно студент справился с заданием, насколько удачно выбрал и применил способы учебной и практической деятельности. Воспитывающая функция заключается в том, что систематическое наблюдение за выполнением заданий, аргументированный анализ допущенных учащимися ошибок, поощрение за хорошую работу и порицание за плохую побуждает их более добросовестно и сознательно относиться к заданию, аккуратно, с меньшими затратами времени выполнять работу.
Одним из эффективных методов, позволяющих контролировать усвоенные в процессе обучения знания, является метод проектов.
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия [1].
Метод проектов (от греческого «путь исследования») – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость [2].
Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающего единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности. Важной частью проектной деятельности учащихся является система контроля результатов этой деятельности.
В педагогике при проверке знаний, умений и навыков к оценке предъявляется ряд требований: объективность, дифференцированный характер, аргументированность.
Подготовленные и оформленные проекты допускаются к защите. В ходе защиты студенты выступают с докладом, отвечают на вопросы членов жюри, преподавателя и товарищей, делают самооценку проектов. Члены жюри с учетом качества выполнения проекта и его защиты оценивают работу каждого.
Оценка проектов с участием жюри (желательно участие внешних экспертов) предпочтительнее ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов одним преподавателем.
Оценивание проекта и его защита проводится по нескольким критериям. Количество критериев, рассматривающихся в различных источниках обычно может колебаться от 4 до 15.
Приведем пример критериев оценки проекта, применяемых на занятиях в НГПУ.
1. Аргументированность выбора темы. Обоснование реальной потребности проекта, актуальность проблем и задач.
2. Обьем и полнота этапов проектирования, самостоятельность выполнения, завершенность работы.
3. Уровень творчества, оригинальность темы, найденных решений, воплощаемого проекта.
4. Качество представленного изделия (как в деталях, так и в целом).
5. Потребительская ценность проекта, его осуществимость, конкурентоспособность.
6. Качество пояснительной записки: оформление проекта, качество и полнота рисунков, плакатов, чертежей и т.п.
7. Раскрытие сути проектов исходя из знаний курса программы обучения, его соответствие требованиям программы.
8. Ответы на вопросы комиссии – полнота, аргументированность, убедительность.
9. Культура речи и поведения, использование наглядных средств и пособий, чувство времени, удержание внимания аудитории.
10. Экономическая целесообразность проекта, его обоснование, глубина и качество оценки финансово материальных затрат [3].
Оценивание проекта осуществляется в балльной системе. Каждый критерий оценивается от 1 до 5 баллов. Соответственно, выводя итоговую оценку, можно воспользоваться ключом:
– «отлично» – 41 – 50 баллов;
– «хорошо» – 40 – 30 баллов;
– «удовлетворительно» – менее 30.
Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность студентов, целесообразно заполнять оценочные листы проектов, форма оформления которых может быть различной. Пример оценочного листа проекта приведен в табл. 1 [2].
Далее...