Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями давно подтверждена роль труда в формировании и развитии личности. Педагог-публицист Д. И. Писарев считал физический труд учащихся одним из основных педагогических способов решения важнейших образовательно-воспитательных задач. П. П. Блонский подчеркивал, что труд, выступая источником знаний о свойствах различных материалов и средством развития ряда практических умений, играет важную роль в развитии произвольного внимания, мелкой моторики рук. В процессе обретения трудового опыта меняется представление ребенка о продукте, изделии: от назначения и видимых свойств продукта к материалам и способам его производства, и, наконец, к представлению о производственном процессе [1]. Труд, как один из основных элементов воспитательной работы рассматривал и А. С. Макаренко.
Новые научные исследования (В. Ф. Базарный, В. М. Бронников, В. В. Налимов, Н. Ф. Талызина, В. В. Чебышева и др.) доказывают, что трудовая деятельность является необходимым условием формирования личности, что практическая преобразующая деятельность содержит в себе особые, ничем не заменимые возможности познания и развития, она совершенно необходима в соответствующие возрастные периоды для нормального развития индивида.
В процессе трудового обучения развиваются глазомер, слуховые восприятия, тонкость осязания, быстрота и правильность осмысления наблюдаемых явлений, понимание причинно-следственных связей между ними и другие качества мышления. В. В. Чебышева подчеркивает, что многие психические качества, которые играют решающую роль в оценке морально-психологического облика человека вообще не могут складываться и развиваться вне трудовой обстановки [2].
В структуре целостной системы воспитания трудовая подготовка обеспечивает реализацию и развитие творческих способностей учащихся, ориентирует их на трудовой образ жизни, обеспечивает профориентационную подготовку к будущей профессиональной деятельности [3].
Вместе с тем в общественном сознании бытует мнение, что технологическое обучение нужно только тому, кто в дальнейшей жизни будет заниматься практическим трудом. Это подтверждает проведенный нами среди учащихся общеобразовательных школ и их родителей опрос. Так, если большинство школьников 1–5 кл. с интересом относятся к занятиям по труду, то в 6–9 кл. возрастает число учащихся, негативно относящихся к урокам технологии. Родители, отвечая на вопрос: «Какие предметы из школьной программы Вы считаете второстепенными?» на первое место поставили «Изобразительное искусство» и «Музыку», на второе – «Технологию», на третье – «Физическую культуру».
Создается ситуация, когда высокая социальная, государственная и личностная значимость для каждого ученика его реальной подготовки к самостоятельной трудовой деятельности в условиях динамически развивающихся: общества, производства, науки, информационно-электронных и других технологий, рыночных отношений, задекларированная в Концепции учебного предмета не находит поддержки среди субъектов этого процесса (учеников и родителей), которые не испытывают настоятельной потребности быть его участниками.
Опрос показал, что если в младших и средних классах желание или нежелание заниматься той или иной дисциплиной объясняется тем, что нравится или, наоборот, не нравится учитель, тем, что уроки интересные или, наоборот, скучные, то в старших классах учащиеся чаще всего обращают внимание на значимость получаемых знаний в дальнейшей жизни, необходимость их для получения будущей профессии. Полученные данные позволяют сделать вывод о серьезных недостатках в организации занятий по технологии, их низком научно-методическом уровне, что снижает познавательный и воспитательный эффект технологического обучения.
А ведь именно эта учебная дисциплина обладает огромным воспитательными возможностями, формируя уважение и интерес к труду, оказывая влияние на реализацию творческого потенциала развивающейся личности, что подтверждают многочисленные исследования в этой области (П. Р. Атутов, В. А. Поляков, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Д. А. Тхоржевский, В. В. Чебышева, И. С. Якиманская и др.).
Посредством технологического образования происходит развитие всех элементов мышления; психофизиологических свойств и нравственных качеств личности; формирование представления о технологической (технической) картине мира; накопление опыта творческой деятельности; формирование готовности к выполнению различных социальных ролей, к профессиональному самоопределению; технологической культуры и культуры в целом [4].
Исследования научной школы В. Д. Симоненко выявили, что в процессе технологического образования «… формируются не только технологически важные качества личности, необходимые для успешного овладения способами преобразовательной деятельности, но и широкий спектр свойств личности, связанных с глобальными и системообразующими психическими функциями саморегуляции, проявляющимися в отражении и моделировании действительности на различных уровнях — от эмоционального до понятийного» [5]. Отмечалось, что в ходе технологического обучения формируются свойства мышления, характерологические черты гуманистической направленности личности, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность и др.
Кроме влияния, которое уроки технологии оказывают на развитие личности учащегося, они позволяют сменить деятельность после интеллектуального напряжения (математика, русский, физика и т. п.); способствуют социализации (адаптация к жизни в обществе, формирование опыта деятельности в различных социальных ролях); реализуют задачи патриотического воспитания на основе использования элементов национальной культуры и народного творчества; обеспечивают технологическую подготовку (большинство учащихся впоследствии станут работниками производственной и сельскохозяйственной сфер деятельности) [6].
Технологическое образование играет важнейшую роль в профессиональной ориентации и самоопределении школьников (М. В. Ретивых, Н. И. Шулеповой, Л. Ю. Мурзагояновой и др.).
Цели, которые реализуются в ходе изучения «Технологии», в их совокупности не достигаются ни одной другой составляющей общего образования. Вместе с тем для современного постиндустриального мира, в котором превалируют именно технологии, такая подготовка молодежи жизненно необходима.
Конечно, реализация потенциальных возможностей технологического образования возможна при условии, что преподавание поставлено в соответствии с целями, задачами и содержанием данного предмета. Если ранее в школе больше внимания уделялось наработке стойких навыков по определенным видам обработки конструкционных материалов, то сейчас ставятся такие цели, как подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование в их сознании технико-технологической картины мира и развитие таких качеств, как преобразующее мышление и творческие способности; создание оптимальных условий для развития личности и нахождение своего «Я» в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
По мнению О. С. Анисимова, метацель технологического образования заключается в формировании знания основ и главных тенденций развития технологии, включении подрастающего поколения в общественное производство через свободное технологическое пространство.
В последние годы «Технология» стала объектом исследования в теории и практике педагогики. Видными отечественными и зарубежными педагогами заложены методологические и методические основы технологического образования (П. Р. Атутов, М. Б. Павлова, Д. Питт, В. Д. Симоненко, И. А. Сасова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина и др.). Как учебный предмет «Технология» сегодня активно обеспечивается обоснованными учебными программами, качественной учебной литературой. Вероятно, что сейчас самое важное – подготовка учителей, отвечающих тем требованиям профессиональной культуры, компетентности, кретивности, интеллекта и обаяния, которые необходимы, чтобы эта учебная дисциплина действительно оказывала благотворное влияние на развитие воспитанников.
Литература
1. Блонский, П. П. Педология: кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / П. П. Блонский / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 288 с.
2. Чебышева, В. В. Психология трудового обучения: метод. пособие для средн. проф.-техн. уч-щ. / В. В. Чебышева – М.: Высш. шк., 1983. – 239 с.
3. Лис, Е. В. Организация работы учителя обслуживающего труда по развитию трудового опыта учащихся / Е. В. Лис // «Тэхналагічная адукацыя». – 2001. – №2. – С.57–64.
4. Журба, А. Ф. Технология – образовательная область и учебный предмет / А. Ф. Журба // «Тэхналагічная адукацыя. – 1997. – Вып. 7. – С.20–29.
5. Матяш, Н. В. Методологические проблемы становления и развития личности в технологическом образования / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова // «Тэхналагічная адукацыя». – 2003. – №2. – С.3–13.
6. Пальчевский, Б. В. Технологическое образование XXΙ века: ретроспективный взгляд на нереализованную концепцию / Б. В. Пальчевский // «Тэхналагічная адукацыя». – 2004. – №4. – С.3–14.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=570&Itemid=28 |