Изменение содержания образования, его дифференциация и гуманизация, внедрение в учебный процесс новых технологий актуализируют задачу развития интеллектуальной, творчески мыслящей личности. Решить эту задачу способен только компетентный педагог со сформированной профессиональной направленностью и готовностью к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность будущего педагога – это интегративное свойство личности, объединяющее в себе сочетание профессионально важных качеств (коммуникативных, организаторских, интеллектуальных), позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Подготовка квалифицированного педагога является одним из факторов, способствующих выполнению социального заказа общества по воспитанию и обучению подрастающего поколения, способного к разносторонней самостоятельной деятельности.
Традиционно процесс обучения представляется как процесс формирования знаний, умений, навыков. Более адекватным представлением о процессе обучения следует считать интерпретацию его как процесса управления освоением различных видов деятельности. Деятельность в данном контексте понимается как широкое понятие, так как кроме знаний, умений, навыков предполагает мотивационный, оценочный и другие аспекты обучения.
Творческий потенциал будущего педагога, на наш взгляд, наиболее эффективно будет развиваться в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности студента, направленной на постановку и решение им самим конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проектных и т.д.). Эффект от самостоятельной работы можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, охватывающей все этапы обучения студентов в вузе.
При организации самостоятельной работы студентов в первую очередь необходимо правильно определить объём и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение. Применяемые в настоящее время различные методические пособия по самостоятельной работе студентов обычно носят информационный характер. Студента же необходимо ориентировать на творческую деятельность в контексте дисциплины.
Успешность самостоятельной работы также определяется степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске необходимой информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологические предпосылки развития самостоятельной работы студентов заключаются в их успехах в учёбе, положительном к ней отношении, понимании того, что при правильно организованной самостоятельной работе приобретаются навыки и опыт творческой деятельности [3].
Таким образом, в деятельностном определении самостоятельная работа – это деятельность, организуемая самим обучаемым в силу его внутренних познавательных мотивов. Самостоятельная работа прежде всего должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий по времени, самоконтроля их выполнения. Именно в ней более всего могут проявляться мотивация студента, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества.
В процессе самостоятельной работы студент сам организует свою познавательную деятельность. Активность её протекания полностью зависит от его личностных особенностей, сформированности профессиональной направленности и уровня развития познавательного интереса [4]. Современные требования к качеству подготовки будущего специалиста предполагают достижения каждым студентом высшего уровня познавательной потребности, которая подразумевает потребность в самообразовании. Главной движущей силой развития потребности является деятельность самого студента, его собственная активность [2]. Содержание обучения несомненно должно обеспечивать опережающий характер подготовки специалистов, включать проблемные ситуации, обеспечивающие мотивацию и развитие творческих возможностей студентов для формирования теоретических, профессиональных и исследовательских навыков и умений. Этому условию отвечает проблемное обучение, которое вносит в процесс познания студентов поисково-исследовательский характер, развивает теоретическое мышление, формирует познавательный интерес к содержанию учебных предметов и профессиональной мотивации. Обучение становится проблемным тогда, когда в нём при отборе и изложении содержания учебного материала с помощью соответствующих методов реализуется принцип проблемности. Для управления мышлением студентов преподаватель заранее готовит систему информационных и проблемных вопросов и организует диалогическое общение со студентами, которое построено таким образом, чтобы была возможность подвести студентов к самостоятельным выводам [1].
Понятие «учебная проблема» тесно связано с понятием «индивидуальность». То, что является неразрешимой проблемой для одного студента, для другого – простая задача. Поэтому всякая самостоятельная работа должна даваться с учётом индивидуальных особенностей студента, уровня его общего развития и запаса усвоенных знаний, умений и навыков. При проблемном обучении педагог предлагает студентам ряд исходных данных с тем, чтобы в процессе самостоятельного поиска они сами нашли решение того или иного вопроса.
Активизации мыслительной деятельности способствует возбуждение таких механизмов познавательной деятельности, как механизм восприятия и механизм мышления. В психолого-педагогической теории различают три вида мышления: репродуктивное, самостоятельное, творческое. Выработка творческого вида мышления должна быть целью преподавательской деятельности, что достигается в условиях проблемности обучения, так как именно проблема приводит в возбуждение механизм мышления. Проблемность реализуется путем постановки перед учащимися проблемно-познавательных задач и создания проблемных ситуаций, стимулирующих проведение исследования по определенной проблеме.
Признаком появления проблемной ситуации выступает возникновение трудностей в достижении целей. В этих условиях формируется потребность в новых сведениях, знаниях о способах разрешения возникших противоречий. Противоречие становится ядром проблемной ситуации и выражает потребность человека «связать возможное и необходимое».
Проблемное обучение является необходимым условием развития мышления обучаемых, формирования нестандартных подходов к решению поставленных задач, важным мотивационным средством процесса обучения. Творчество в рамках проблемного подхода выступает как деятельность, направленная на решение проблемы. Творческий поиск начинается с осознания проблемы и самостоятельного выбора путей её реализации с использованием наиболее адекватных средств, соответствующих познавательным возможностям каждого студента.
Ни один из педагогических подходов к организации самостоятельной работы студентов нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Находясь в постоянном взаимодействии, они совместно оказывают влияние на совершенствование условий эффективности процесса обучения, развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.
Литература
1. Вербицкий, В. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. / В. А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.: ил.
2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. / И. А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
3. Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда: пособие для начинающего преподавателя технического вуза / В. М. Рогинский. – М.: Высшая школа, 1990. – 112 с.
4. Черниченко, В. И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы / В. И. Черниченко. – М.: Вузовская книга, 2002. – 136 с. |