Значение качественного высшего образования в современном обществе трудно переоценить. Высшее профессиональное образование становится важнейшим социальным институтом, обеспечивающим формирование востребованного специалиста и стимулирующим расширение индивидуальных творческих возможностей и достижений личности при планировании своей жизни и профессиональной карьеры, так как чем выше интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал членов общества, тем больше вероятность обеспечения качества жизни нации. «Значимость образования сегодня, – пишет Е. Н. Селиверстова, – не в приобретении знаний, умений и навыков, обеспечивающих удовлетворение насущных потребностей, а в становлении особого личностного смыслового отношения к миру, обеспечивающего человеку бесконечный путь саморазвития». Образовываться – значит приобретать привычку жить с постоянными вопросами, обращенными к поиску истины и освоению собственных обновленных возможностей. Образование и есть обогащение возможностей человека в постижении мира и себя в нем [2, с.10]. Высшее образование является стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность и воспроизводство научного потенциала государства. Современное образование становится не только благом для общества и личности, но и услугой, качество которой должно оцениваться ее потребителями: государством, обществом, работодателями и самими обучающимся.
Болонская декларация определила три аспекта качества профессионального образования:
– академическое качество, под которым понимается не только мастерство преподавателей в сфере добывания, преподавания и распространения знаний, но вклад в развитие личности;
– способность выпускников вузов найти работу на международном рынке труда в течение всей жизни;
– мобильность – пространственная, временная и личная гибкость [1, с. 21].
В настоящее время наиболее эффективным путем решения проблемы повышения качества образования становится внедрение и сертификация систем менеджмента качества (СМК) высших учебных заведений. Одним из основных компонентов управления качеством в таких системах является мониторинг, позволяющий систематически демонстрировать способность процессов СМК достигать предусмотренных результатов. Мониторинг качества процессов в образовательной системе высшего образовательного учреждения, единство процедур оценивания, выбор адекватных показателей и критериев качества – это, прежде всего, защита интересов потребителей образовательных услуг и в первую очередь самих студентов. Педагогический мониторинг качества позволяет систематически отслеживать процесс формирования будущего специалиста, фиксировать достижения определенных уровней качества и своевременно корректировать проблемы в подготовке студентов. Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста является компонентом системы управления качеством образовательной деятельности, позволяющим отслеживать качественные изменения профессионально-личностного становления студента в процессе учебно-воспитательной деятельности.
В Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ) в 2007 г. внедрена система менеджмента качества. Стратегия и тактика университета в области качества базируется на учете прогрессивных достижений отечественного и зарубежного опыта, а основным ориентиром служат основополагающие стандарты ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. В руководстве по качеству НГПУ декларируется, что педагогический университет ориентирован на роль ведущего в своей области, определяющего перспективы развития региона, сочетая высокое качество подготовки специалистов с практикой объединения образовательных организаций, научных, инновационных и иных учреждений. Содержание образования в НГПУ должно способствовать самоопределению личности и созданию условий для ее самореализации. Факультет технологии и предпринимательства является структурным подразделением НГПУ и деятельность по качеству осуществляется в рамках общей стратегии менеджмента качества университета. Управление качеством образования осуществляется по следующим направлениям: учебная деятельность, учебно-организационная, учебно-методическая, воспитательная, работа с потребителями, управление профессорско-преподавательским составом, материально-техническое обеспечение. При подведении итогов учебной деятельности на факультете была отмечена тенденция падения качественной успеваемости студентов, несмотря на предпринимаемые усилия профессорско-преподавательского состава по поддержанию качества подготовки студентов на должном уровне: внедрение современных информационных технологий при обучении, разработка учебно-методических комплексов, обновление материально-технического обеспечения и другие. Для выяснения причин снижения успеваемости было проведено исследование динамики входного уровня качества знаний (критерий качества оценки «4 и 5») в документах об образовании по базовым дисциплинам: математике, физике, химии и русскому языку на примере специальности «Сервис» (рис. 1 – 4).
Исследования выявили отрицательную динамику качества базовых знаний первокурсников по всем дисциплинам, то есть уже на входе мы видим низкую готовность к учебной деятельности в высшем учебном заведении. Но независимо от того, с какими базовыми знаниями, способностями к обучению и уровнем интеллекта поступают студенты, выпустить следует специалиста, удовлетворяющего требованиям Государственного образовательного стандарта, а также запросам самой личности к образованию....
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=587&Itemid=28 |