Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Подготовка учителя в колледже, вузе » Материалы конференций

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ВУЗЕ
Выбор и овладение профессией по значимости влияния на развитие личности трудно переоценить, поскольку профессия выступает не только источником существования, но и средством самореализации личности. 

Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, личность рассматривается с позиции соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Профессиональное становление — это «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности. Успешность профессионального становления связана с развитием личности как субъекта профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности трактуется широко как процесс овладения профессией. Выделение его этапов, стадий, ступеней позволяет прослеживать динамику развития личности в профессиональной сфере и рассматривается как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.

Целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности, Э. Ф. Зеер определяет как психологическое сопровождение [2, c. 252].

Проведение педагогической олимпиады на факультете технологии и предпринимательства НГПУ может рассматриваться как средство активизации психологической составляющей профессионального обучения студентов негуманитарного профиля. Помимо соревновательного компонента, включающего мотивацию достижения у студентов, подобное мероприятие имеет диагностическую ценность, позволяя оценить не только накопленный в виде знаний, умений, навыков опыт, но и пробелы в нем. Профессиональные представления студентов неоднородны и имеют свою специфику в соответствии со сроком обучения. Известно, что обучение в вузе может быть сопряжено с прохождением личности кризисов относительно овладения профессиональной деятельностью (кризис адаптации характерен для 1-го курса, кризис ожиданий – для 3-го, кризис самореализации – для 5-го). В тоже время развитие представлений о профессии, ее содержательном аспекте носит нелинейный характер и связан не столько с накоплением профессионального опыта, сколько с его осмыслением. Мотивационная составляющая в профессиональном самосознании будущего специалиста определяет в целом отношение к выбранной специальности и профессиональной деятельности [1, 2, 3, 4].

Представления студентов о профессионально важных качествах, необходимых для реализации педагогом своих функций лежат в основе субъективного образа профессионала педагогической деятельности. Личность – орудие труда, по выражению многих психологов в профессиях социономического профиля. Психологическое обеспечение деятельности связано с конкретным содержанием личности. Подготовка в вузе призвана вооружить студентов предметным содержанием будущей профессиональной деятельности, развитие же личности как профессионала является неотъемлемой частью культуры профессионального образования, что на практике не всегда достижимо в силу многогранности самих понятий личность, деятельность, профессия.

Несмотря на то, что педагогическая деятельность хорошо знакома студентам с обратной изнаночной стороны, и они являются непосредственными ее участниками, субъектами в течение многих лет (еще со школы), оценить психологические составляющие личности педагога в виде профессионально важных качеств представляется им сложным. Многие студенты справляются с этим заданием с опорой на формальные источники описания педагогической деятельности (например, прописанные в литературе по педагогической психологии профессионально-педагогические способности и умения), при том, что уже прошли курс педагогической практики в школе и оценили собственную профессиональную роль и позицию.

Зачастую несформированность профессиональных намерений и мотивов, размытость профессиональных представлений, неустойчивый образ будущей профессии, склонность к разочарованию в профессиональном выборе приводят к непродуктивности профессионального обучения в вузе.

Осознание студентами важности уточнения и детализации будущей профессиональной деятельности посредством проведения нестандартных и нетипичных занятий, таких, как педагогическая олимпиада позволяет направлять развитие специалиста с учетом рефлексии возможностей студентов, избегая индифферентного подхода в профподготовке.

Познавательная активность студентов, побуждаемая не формально со стороны преподавателя, а внутренней потребностью в информации создает условия для получения личностно-значимого знания. Студенты, избирательно относящиеся к содержанию предложенного преподавателем материала, занимают позицию субъекта, что характерно для зрелой личности. Избирательность в данном случае рассматривается не с точки зрения «интересно – неинтересно», а связана с критическим осмыслением накопленного опыта и оценкой недостающих звеньев в овладении знанием.

Традиционное разделение на высокую, среднюю и низкую познавательную активность студентов не позволяет само по себе проследить детерминацию разных уровней отношения к учебной и профессиональной деятельности.

Условия, необходимые для развития познавательного интереса, можно сформулировать следующим образом:

· организация обучения, связанная с вовлечением студентов в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение задач проблемного характера;

· разнообразие информации;

· понимание перспективы и ретроспективы получаемого знания, осознание его целесообразности;

· представление не только конечного результата, но и сам процесс поиска;

· проверка и оценка работы, в том числе и самими студентами;

· увлеченность предметом, яркость, эмоциональность представления материала преподавателем.

Интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновением и воздействием друг на друга. Ориентация на различные составляющие познавательной активности позволяет варьировать способы учебной работы.



Литература

1. Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. – 1997 – №6. – С. 35–44.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М., 2005. – 336 с.

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М., 1996.

4. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М., 1998. – 181 с.

5. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 96 с.


Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=584&Itemid=28
Категория: Материалы конференций | Добавил: AOV (18.09.2009)
Просмотров: 1954 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru