Выбор и овладение профессией по значимости влияния на развитие личности трудно переоценить, поскольку профессия выступает не только источником существования, но и средством самореализации личности.
Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, личность рассматривается с позиции соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Профессиональное становление — это «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности. Успешность профессионального становления связана с развитием личности как субъекта профессиональной деятельности.
Профессиональное становление личности трактуется широко как процесс овладения профессией. Выделение его этапов, стадий, ступеней позволяет прослеживать динамику развития личности в профессиональной сфере и рассматривается как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.
Целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности, Э. Ф. Зеер определяет как психологическое сопровождение [2, c. 252].
Проведение педагогической олимпиады на факультете технологии и предпринимательства НГПУ может рассматриваться как средство активизации психологической составляющей профессионального обучения студентов негуманитарного профиля. Помимо соревновательного компонента, включающего мотивацию достижения у студентов, подобное мероприятие имеет диагностическую ценность, позволяя оценить не только накопленный в виде знаний, умений, навыков опыт, но и пробелы в нем. Профессиональные представления студентов неоднородны и имеют свою специфику в соответствии со сроком обучения. Известно, что обучение в вузе может быть сопряжено с прохождением личности кризисов относительно овладения профессиональной деятельностью (кризис адаптации характерен для 1-го курса, кризис ожиданий – для 3-го, кризис самореализации – для 5-го). В тоже время развитие представлений о профессии, ее содержательном аспекте носит нелинейный характер и связан не столько с накоплением профессионального опыта, сколько с его осмыслением. Мотивационная составляющая в профессиональном самосознании будущего специалиста определяет в целом отношение к выбранной специальности и профессиональной деятельности [1, 2, 3, 4].
Представления студентов о профессионально важных качествах, необходимых для реализации педагогом своих функций лежат в основе субъективного образа профессионала педагогической деятельности. Личность – орудие труда, по выражению многих психологов в профессиях социономического профиля. Психологическое обеспечение деятельности связано с конкретным содержанием личности. Подготовка в вузе призвана вооружить студентов предметным содержанием будущей профессиональной деятельности, развитие же личности как профессионала является неотъемлемой частью культуры профессионального образования, что на практике не всегда достижимо в силу многогранности самих понятий личность, деятельность, профессия.
Несмотря на то, что педагогическая деятельность хорошо знакома студентам с обратной изнаночной стороны, и они являются непосредственными ее участниками, субъектами в течение многих лет (еще со школы), оценить психологические составляющие личности педагога в виде профессионально важных качеств представляется им сложным. Многие студенты справляются с этим заданием с опорой на формальные источники описания педагогической деятельности (например, прописанные в литературе по педагогической психологии профессионально-педагогические способности и умения), при том, что уже прошли курс педагогической практики в школе и оценили собственную профессиональную роль и позицию.
Зачастую несформированность профессиональных намерений и мотивов, размытость профессиональных представлений, неустойчивый образ будущей профессии, склонность к разочарованию в профессиональном выборе приводят к непродуктивности профессионального обучения в вузе.
Осознание студентами важности уточнения и детализации будущей профессиональной деятельности посредством проведения нестандартных и нетипичных занятий, таких, как педагогическая олимпиада позволяет направлять развитие специалиста с учетом рефлексии возможностей студентов, избегая индифферентного подхода в профподготовке.
Познавательная активность студентов, побуждаемая не формально со стороны преподавателя, а внутренней потребностью в информации создает условия для получения личностно-значимого знания. Студенты, избирательно относящиеся к содержанию предложенного преподавателем материала, занимают позицию субъекта, что характерно для зрелой личности. Избирательность в данном случае рассматривается не с точки зрения «интересно – неинтересно», а связана с критическим осмыслением накопленного опыта и оценкой недостающих звеньев в овладении знанием.
Традиционное разделение на высокую, среднюю и низкую познавательную активность студентов не позволяет само по себе проследить детерминацию разных уровней отношения к учебной и профессиональной деятельности.
Условия, необходимые для развития познавательного интереса, можно сформулировать следующим образом:
· организация обучения, связанная с вовлечением студентов в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение задач проблемного характера;
· разнообразие информации;
· понимание перспективы и ретроспективы получаемого знания, осознание его целесообразности;
· представление не только конечного результата, но и сам процесс поиска;
· проверка и оценка работы, в том числе и самими студентами;
· увлеченность предметом, яркость, эмоциональность представления материала преподавателем.
Интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновением и воздействием друг на друга. Ориентация на различные составляющие познавательной активности позволяет варьировать способы учебной работы.
Литература
1. Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. – 1997 – №6. – С. 35–44.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М., 2005. – 336 с.
3. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М., 1996.
4. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М., 1998. – 181 с.
5. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 96 с.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=584&Itemid=28 |