Жизнедеятельность современного человека проходит в быстро меняющемся социуме. Будущее наступает стремительно, изменяется политика, экономика, культура, социальная сфера, изменяются индивидуальные и общественные отношения, изменяется модель образа жизни и её стандарты. Адаптируясь к реальным условиям жизни, молодой человек должен научится осуществлять свою профессионально-личностную деятельность в интересах общества, и своего «Я». Одним из путей формирования личности будущего учителя является построение процесса обучения и воспитания в системе профессиональной подготовки.
Рассмотрим понятие профессионально-педагогической компетентности. В качестве основных показателей профессиональной компетентности учителя выделены следующие:
1) способность учителя адекватно оценивать уровень профессионально-педагогической компетентности, степень профессиональной обученности, мотивацию и профессиональные потребности и запросы;
2) способность учителя к самообразовательной деятельности, включающая умения:
– рационально организовывать и самостоятельно планировать свою работу;
– приобретать знания и умения по своей специальности;
– развивать профессионально значимые качества;
– постоянно обновлять и расширять объем имеющихся теоретических знаний и методических умений;
3) уровень развития профессионального мышления, включающего умения:
– решать стратегические и тактические профессиональные задачи;
– выявлять закономерности учебно-познавательного процесса, устанавливать причинно-следственные связи;
– осуществлять системный анализ педагогических явлений;
– моделировать и прогнозировать образовательный процесс;
4) развитие творческих способностей, способности к инновационной деятельности, потребность в постоянном обновлении знаний и умений, обогащении опыта профессиональной деятельности;
5) потребность в постоянном совершенствовании педагогического мастерства, овладение педагогическими техниками и технологиями.
Выделенные показатели отражают уровень развития профессионально-педагогической компетентности как совокупности профессиональных знаний и умений, необходимых для успешной реализации педагогической деятельности.
Моделирование технологии формирования профессионально-педагогической компетентности в условиях системы профессиональной подготовки связано с модернизацией высшего профессионального образования. Профессионально-педагогическая подготовка должна быть максимально ориентирована на формирование личности педагога, его профессионально-педагогического потенциала. Выделим условия обеспечивающие развитие профессионально-педагогического потенциала:
1) усиление профессионально-педагогических целей и задач образования;
2) выявление профессионально-педагогического компонента содержания дисциплин, актуализация его возможности в развитии профессионально-педагогической компетентности будущего учителя;
3) организация профессионально-педагогического восприятия и усвоения будущими учителями содержания дисциплин;
4) моделирование в процессе образования профессионально-педагогических ситуаций.
На основе выявленных педагогических условий была разработана модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей средствами различных дисциплин (рис. ).
Далее...