Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является реализация принципа непрерывности и преемственности в обучении школьников. Актуальность рассмотрения данной проблемы, в первую очередь, связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания. Это значительно осложняет процесс адаптации детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе, обучающихся начальной школы – к обучению в основной. Следовательно, имеет место быть проблема осуществле-ния идей непрерывного образования. Проблема непрерывности и преемственности образования относится, прежде всего, к сфере организации педагогического процесса, его дидактического наполнения и методического обеспечения. Зачастую педагоги дошкольных образовательных учреждений, начальной и основной школы не находят эффективные методы, средства для её решения. Методическая служба системы повышения квалификации работников образования должна быть готова к ока-занию необходимой помощи, поддержки в решении проблемы преемственности. Методическое сопровождение и обеспечение выстраивания преемственных связей на всех уровнях школьного образования – это управляемое специально организованное продуктивное взаимодействие субъектов, направленное на фор-мирование и развитие компетентности педагогов в решении проблемы преемственности, и как следствие, на создание методических условий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса. Педагогическая деятельность, направленная на реализацию принципа преемственности и способствующая повышению эффективности образователь-ного процесса понимается как мотивированная совокупность последовательно совершаемых субъектом действий в соответствии с логикой «мотивы» - «цель» - «задачи» - «содержание» - «формы» - «методы» - «результаты». Следователь-но, каждый из названных компонентов требует специфического методического сопровождения. Одной из причин затруднений в реализации принципа преемственности является недостаток информации, приводящий к несформированости у педагога «информационного поля» – понимания сущностной характеристики преемственности с позиций современной идеологии образования. Следовательно, деятельность методиста должна осуществляться на диагностической основе. На первом, диагностическом этапе необходимо оценить уровень сформированности компетентности педагогов в вопросах преемственности образования. Это может быть анкетирование или проблемный диалог со слушателями. При проведении анкетирования слушателей курсов повышения квалификации были заданы вопросы по проблеме преемственности. Среди них: «Как в Вашей школе выстраивается преемственность в обучении младших школьников?» «По каким учебникам занимаются учащиеся в Вашей школе в начальном звене, основной школе?» «Как реализуется принцип преемственности во внеурочной деятельности?» и др. Анализ ответов на поставленные вопросы позволил сделать вывод, что только 15% учителей владеют информацией об используемых учебно-методических комплектах на разных ступенях образования. А преемственность выстраивается на уровне проведения контрольной работы в конце сентября и обсуждения на педагогическом совете ее результатов. Это значит, что большая часть учителей не владеет информацией об особенностях содержания комплекта, использования технологии обучения и в целом достижения цели образования, т.е. принцип преемственности реализуется достаточно формально. По результатам диагностики методист выстраивает свою деятель-ность таким образом, чтобы быть максимально полезным каждому педагогу, в соответствии с его уровнем компетентности. Следует отметить, что методист, осуществляя свою деятельность должен руководствоваться андрагогическими принципами, соблюдение которых актуализирует мотивы педагогов и наполняет их деятельность личностным смыслом. А именно: - принципом субъектности, согласно которому самоопределение педагога – особый объект педагогического управления и один из критериев оценки продуктивности его деятельности по развитию компетентности; - принцип вариативности, при котором развитие компетентности строится в со-ответствии с её целевой направленностью (компетентность в преемственности образования), обусловленной исходной педагогической парадигмой и с учетом индивидуальных запросов педагогов; - принцип адаптивности и непрерывности, предполагающий, прежде всего, профессиональное самоопределение, учет готовности к развитию и саморазви-тию компетентности в реализации принципа преемственности. Создание информационного поля «Преемственность в образовании младших школьников» может осуществляться в разных организационных формах: тематический модуль в курсах повышения квалификации, проблемные семинары, групповые и индивидуальные консультации и др. Поскольку методическое сопровождение предполагает взаимодействие различных субъектов, то создание информационного поля должно осуществляться не простой передачей информации от ее источника слушателям, а путем активного привлечения их к поиску идей, эффективных приёмов, способов. Результатом деятельности методиста будет сформированная компетентность педагога в решении проблемы преемственности. Показателями сформированности будет: 1. Понимание непрерывного образования как связи, согласованности и перспективности всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. В данном случае непрерывное образование является условием обеспечения преемственности в развитии ребенка. 2. Понимание преемственности в развитии у ребенка качеств, необходимых для развития учебной самостоятельности и готовности к обучению на новом этапе (дошкола – начальная школа – основная школа). 3. Понимание, что решение проблемы преемственности и результативности непрерывного образова¬ния связано с социально-личностным развитием ребенка, с успешностью его социализации, осознание того, что решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. Проблема преемственности связана с решением серьезных социальных вопросов: гарантированное качество образования; его доступность различным категориям населения и субъектам различных способностей, воспитание и развитие компетенций детей. Механизмы реализации преемственности возможны только по пути развития субъект-субъектных отношений. Необходимо осознать, что и «старшие», и «младшие» находятся в одинаковом положении в отношении современной культуры, что открывает возможности совместной деятельности и продуктивного взаимодействия. Преемственность следует рассматривать как совокупность взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и других, которые определяют характер, содержание и результаты развития ребенка. В содержании преемственности образования у педагога должны быть сформированы общие подходы к: •выявлению взаимодополняющих факторов социализации различного уровня, особенно микрофакторов: семья, сверстники, микросоциум и т.д.; •интеграции взаимодополняющих видов воспитания (семейное, социальное и т.д.); •интеграции и управлению взаимодополняющими процессами (организация ин¬дивидуальной и адресной помощи, организация социального опыта, обога-щение образовательной среды для развития природных задатков и духовно-нравственных ценностей человека). Одной из эффективных форм взаимодействия методиста и педагогов является заседание методического объединения учителей всех ступеней образования, на которых вырабатываются рекомендации по реализации принципа преемственности и принимаются совместные решения. Результатом деятельности таких методических объединений могут быть, например, следующие рекомендации по преемственности в обучении и воспитании при переходе из начальной в среднюю школу учителям-предметникам и классным руководителям: 1.Внимательно изучить личные дела и характеристики класса и учеников-выпускников начальной школы совместно с первым учителем. 2.Строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста. 3.Использовать методы активизации и приемы дифференцированного обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся. 4.Соблюдать на уроках оптимальный темп деятельности и уровень научности при подаче учебного материала, создавать ситуации успеха для всех учащихся. 5.Принимать участие в заседаниях учителей начальных классов с целью ана-лиза содержания программы, преемственности методов и приемов обучения младших подростков, единства требований к знаниям учащихся. 6.Практиковать проведение уроков-знакомств учителей-предметников в вы-пускных классах начальной школы и посещение уроков коллег в параллели. 7.Посещать уроки учителей-предметников учителями начальных классов. 8.Организовывать коррекционные занятиями с группами учащихся по сниже-нию фона тревожности, возбудимости, агрессии. 9.Организовывать проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога с детьми и их родителями по проблемам адаптации к обучению в среднем звене или по возникающим любого рода проблемам и во-просам обучения, поведения и воспитания детей. 10.Продолжать начатую в начальной школе работу по формированию классно-го коллектива и самосознания учащихся, используя активные формы работы с детьми. На проблему преемственности надо смотреть со стороны самого ребенка, его личностного, индивидуального, всестороннего развития. Демократические преобразования в современном обществе ведут к переоценке ценностей и повышению требований к качеству образования. Современный учитель должен ценить в школьнике не столько умения читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность, а также развитые воображение, произвольность, коммуникативные способности, самооценку. Выстраивание преемственных связей между всеми ступенями обучения на всех уровнях позволит целостно развивать личность учащихся, а значит достигать целей образования.
Источник: http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1241879653&archive=&start_from=&ucat=1& |