Курс «Электротехника» является теоретической базой для ряда других дисциплин, а именно электроники, автоматики, вычислительной техники и др. Без знания основных законов электротехники, принципов работы электротехнических устройств и приборов невозможно овладеть этими дисциплинами.
Студенты заочной формы обучения технолого-экономических факультетов педагогических вузов изучают курс электротехники как общетехническую дисциплину. Курс электротехники делится на две части: первая – посвящена основам теории однофазных и трехфазных электрических цепей переменного тока, вторая – принципу действия и основным характеристикам электроизмерительных приборов, трансформаторов, электрических машин и других электротехнических устройств, основам электропривода и электроснабжения.
У студентов-заочников на самостоятельную работу времени значительно меньше, чем у студентов очной формы обучения, им трудно пользоваться существующими учебными пособиями, задачниками и методическими указаниями, предназначенными, прежде всего для студентов очной формы обучения. Поэтому студентам-заочникам особенно важно активно и систематически работать в часы учебных занятий во время экзаменационной сессии: составлять конспекты лекций и практических занятий, выполнять лабораторные работы и решать контрольные работы, систематически готовиться к сдаче зачетов и экзаменов.
Для усвоения курса электротехники студентам необходимо проработать соответствующий материал, рассмотренный на лекциях и приведенный в соответствующих учебных пособиях, выписать основные определения, вывод формул, начертить основные векторные диаграммы и характеристики, ответить на контрольные вопросы. Это даст возможность самостоятельно проверить усвоение материала и запомнить основные элементы изучаемой темы. Систематические записи приводят, в конечном счете, к составлению полноценного конспекта всего курса.
При изучении теории электрических цепей и машин особое внимание следует уделять анализу явлений, происходящих в цепях и устройствах.
Понимание теории электрических процессов требует знания многих разделов курса математики и физики. Из курса математики студенты должны знать алгебру комплексных чисел, уметь решать простейшие дифференцированные уравнения, производить операции с векторами, свободно пользоваться соответствующим математическим аппаратом. Из курса физики студенты должны знать основные электрические и магнитные величины (ток, напряжение, потенциал, магнитную индукцию, напряженность магнитного поля и др.) и законы, их связывающие (законы Ома и Кирхгофа, электромагнитной индукции, электромагнитной силы и др.).
Теория однофазных и трехфазных электрических цепей переменного тока – один из наиболее трудных для усвоения разделов электротехники. Расчет однофазных и трехфазных цепей возможен только при отличном знании основных расчетных формул, поэтому их изучению и усвоению следует уделять должное внимание.
Важно обратить внимание студентов на порядок построения векторных диаграмм, которые дают наглядное представление об ЭДС, токах и напряжениях. Векторные диаграммы являются концентрированным выражением теории соответствующих цепей и устройств.
Правильно построить векторную диаграмму можно лишь в том случае, если имеется глубокое понимание сущности и причин обусловленности происходящих в цепях и устройствах физических явлений. В этой связи правильно построенная векторная диаграмма является критерием усвоения теории.
После усвоения теории по изученной теме нужно разобрать решенные задачи, относящиеся к данной теме, самостоятельно решить задачи, предназначенные для самоконтроля, и домашние контрольные задачи по теме.
Решение задач следует рассматривать не как дополнительную нагрузку, а как одну из главных форм усвоения курса электротехники. Такова же цель, но в ином плане, лабораторных занятий. Проводимые в лаборатории электротехники относительно несложные исследования дают возможность непосредственно наблюдать явления и процессы, теория которых дается на лекциях и в соответствующих учебных пособиях.
Правильное сочетание лекций с решением задач и выполнением лабораторных работ обеспечивает высокое качество подготовки студентов-заочников по курсу электротехники.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=566&Itemid=28 |