Высокое качество профессиональной подготовки учителя является важнейшим условием для эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения на любом этапе развития общества. В настоящее время перед системой общего и профессионального образования всех уровней стоят фундаментальные проблемы, вызванные изменениями, происходящими в социально-экономической жизни нашей страны.
Сегодня выпускник педвуза должен иметь не только глубокие и прочные знания, но и обладать такими качествами, как творческая инициатива, универсальность мышления, умение использовать знания в новой измененной ситуации; способностью к самореализации творческого индивидуально-личностного потенциала, умением системно использовать знания, полученные при изучении отдельных учебных предметов в решении конкретных профессионально-педагогических задач.
Все вышесказанное в полной мере относится и к подготовке учителя технологии предпринимательства. Целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Именно на уроках технологии учащиеся узнают, как знания, полученные ими при изучении других школьных предметов, могут быть использованы в практической деятельности человека.
Технология, как образовательная область в системе общего образования, призвана ознакомить учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей; обеспечить такую их подготовку, которая станет основой для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. В процессе обучения технологии учителем должны решаться задачи по развитию у школьников технологической культуры, культуры труда и межличностных отношений, творческого подхода к труду, экономического и экологического мышления, профессионального самоопределения.
Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства в вузе осуществляется соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030600 «Технология и предпринимательство». Известно, что любой, самый совершенный и универсальный стандарт ограничен временными рамками, познавательными возможностями обучаемого и другими факторами, то есть в процессе обучения практически невозможно дать выпускнику вуза весь запас необходимых профессиональных знаний. Также возникает много вопросов в связи с Болонскими соглашениями и переводом высшего педагогического образования на двухуровневую подготовку с уменьшением сроков обучения.
В связи с этим высшая школа должна стремиться к тому, чтобы обеспечить будущего педагога такой системой знаний и умений, которые необходимы для дальнейшего самообразования, формирования способности применять знания в нестандартных педагогических ситуациях.
На современном этапе развития высшего педагогического образования ведется поиск путей и способов разрешения следующих основных противоречий: между непрерывно увеличивающимся объемом познавательной информации и ограниченной способностью ее усвоения в учебном процессе; между интегративным характером профессионально-педагогической деятельности учителя и существующей предметной системой его подготовки, преобладающей в отечественной высшей педагогической школе. возможностью интеграции психолого-педагогических дисциплин с целью формирования у будущего учителя системного мышления и недостаточной разработанностью этого подхода в педагогическом образовании.
Возникшие на основе этих противоречий идеи интеграции профессионального образования могут обеспечить решение многих проблем современной высшей школы. На протяжении многих лет, включая современный период, большое количество психолого-педагогических исследований направлены на разработку теоретических основ интеграции профессионального, в том числе психолого-педагогического образования и на этой базе – оптимизацию его технологии.
В изучение различных аспектов интеграции научных знаний, умений и навыков внесли свой вклад В. Г. Афонасьев, С. И. Архангельский, М. Н. Берулава, М. И. Махмутов, А. В.Усова, А. Н. Нюдюрмагомедов, А. Я. Данилюк, А. П. Беляева, Н. К. Чапаев и другие ученые. Они исследовали проблемы, связанные с отражением этих вопросов в высшей и средней школе.
В современной педагогической науке настоящая проблема рассматривается в трудах Н. И. Вьюновой, Л. П. Качаловой, А. И. Тимошенко, В. Н. Турченко, А. М. Егорычева и др.
Методологической основой интеграции служит философская идея целостности человека и необходимости интегративного подхода к изучению его бытия и деятельности.
Интеграция (лат. Integer – целый) – объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства.
Интеграцию в образовании можно определить как «целенаправленное установление структурно-органических связей элементов педагогической системы вокруг профессиональной направленности, обеспечивающее эффективное ее функционирование» [4, с. 20]
Достаточно инновационное определение интеграции дает В. Н. Турченко. Понятие интеграции им обозначается как процесс создания (и состояние) качественно новой системы путем соединения в органическое целое двух и более систем, структурных элементов и функций, в результате чего эффективность функционирования новой интегрированной системы существенно повышает суммарную эффективность всех составляющих ее частей до интеграции [5].
Однако единой, эффективной концепции интеграции психолого-педагогического образования, обеспечивающей взаимосвязь методологии, теоретических и технологических основ сегодня нет, несмотря на большое количество исследований в этой области. Тем не менее интеграция остается одной из важнейших тенденций современного научного знания.
В связи с этим мы предполагаем, что в существующей системе психолого-педагогической подготовки учителя технологии должны быть учтены следующие факторы, способствующие повышению профессионально-педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства:
· подробный анализ содержания программ по психологии и педагогики, теории и методике преподавания технологии и предпринимательства с целью выделения дублирующего учебного материала и межпредметной корректировки действующих учебных программ;
· разработка междисциплинарных спецкурсов, направленных на формирование интегративных профессиональных качеств учителя технологии;
· повышение роли самостоятельной работы студентов за счет использования междисциплинарных проблемных педагогических задач, решение которых требует от студентов умения интегрировать знания, умения и навыки, приобретенные в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин;
· использование возможностей информационных технологий на всех этапах обучения;
· повышение эффективности педагогической практики как одного из основных измерителей сформированности интегративных профессиональных качеств учителя технологии;
· использование потенциала курсового и дипломного проектирования.
Проведенный анализ исследований по проблеме интеграции психолого-педагогического образования позволяет сформулировать следующие выводы. В условиях возрастающего объема педагогической информации высшая школа не может дать студенту весь запас необходимых профессиональных знаний, но должна дать опорные, предельно обобщенные знания, составляющие основу развития профессионального мышления. Одним из подходов к обучению в вузе, определяющих его новое направление, является процесс интеграции, создающий предпосылки для более благоприятного комплексного решения задач, стоящих в настоящее время перед педагогической наукой. Интеграция – это процесс взаимопроникновения, уплотнения знания дающий новый качественный результат, новое системное и целостное образование. Это процесс, результатом которого является не просто сумма механически приложенных друг к другу знаний, а взаимосвязанная их система, способная к динамическим перестройкам. Эффективность функционирования новой интегрированной системы значительно увеличивает суммарную эффективность всех составляющих ее компонентов до интеграции. Интеграция психолого-педагогических дисциплин является одним из важнейших условий эффективной подготовки учителя технологии и предпринимательства к профессионально-педагогической деятельности.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Мой профсоюз. – 2002. – №4. – С.3 – 7.
2. Берулава, М. Н. Интеграционные процессы в образовании / М. Н. Берулава //Интеграция содержания образования в педагогическом вузе. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. – С.3 –9.
3. Егорычев А. М. Теоретические основания интеграции этнокультурных традиций в системе образования России / А. М. Егорычев. – Новосибирск: СОРАН, 2006. – 315 с.
4. Нюдюрмагомедов, А. Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании: дис. док. пед. наук:13.00.01 / А. Н. Нюдюрмагомедов. – Ростов Н/Д, 1999 – 365 с.
5. Турченко, В. Н. Фундаментальные основы современного социологического знания / В. Н. Турченко. – Барнаул-Новосибирск.: «АзБука», 2004. – 496 с.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=562&Itemid=28 |