МОУ «Медведицкая СОШ» Волгоградская область Жирновский район Учитель технологии Литвиненко Лариса Борисовна Тема: Формирование учебно — познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность. Учебно — исследовательская деятельность является одной из форм креативно — преобразовательной деятельности, способствующей наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся. Такая форма учебной деятельности всегда интересна, так как открывает возможности для усвоения «знаний в сочетании с практическим ознакомлением учащихся с соответствующими жизненными, природными, техническими и прочими явлениями и предметами, то есть реализуется принцип связи теории с практикой». Учебно — исследовательская деятельность предоставляет возможность реализации в деятельности таких компетенций, как учебно -познавательной ( видение и постановка проблемы, определение целей исследования и формулировка задач исследования, умение формулировать гипотизу, умение планировать экспериментальную часть и свою работу по выполнению эксперимента ). Во время работы над выбранной темой учащиеся реализуют информационную компетенцию ( (поиск, анализ, преобразование, отбор, сохранение и передача информации); коммуникативную (совершенствуются навыки взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, осознание своей социальной роли в коллективе); социально-трудовую (в процессе работы учащиеся приобрели определенные навыки социальной активности при выполнении экспериментальной части). Очень значимая ценностно — смысловая компетенция. Она связана с «ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и проступков, принимать решения» . А.Экзюпери отмечал, что «слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Мне , часто приходилось наблюдать за детьми в то время, когда вручали награды группе учащихся за победы на районных и областных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Я невольно смотрела на других детей, которым по известным нам , педагогам, причинам никогда не вручат подобные грамоты. Что должен ощущать, обычный такой «среднестатистический» ребенок? Каждодневный стресс за свою никчемность, ненужность, планомерное вхождение в группу «неполноценных». А если взять группу детей, которые имеют физические недостатки, проблемы с речью?.. Началась целенаправленная работа по включению в исследовательскую и проектную деятельность и учащихся, имеющих невысокие интеллектуальные учебные возможности. Это особая группа учащихся. Идет речь о практической одаренности, которая в последние годы особенно выделилась. Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основой его способностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир - привлекает, например, других людей, чтобы выполнить то, что сам не может. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Процесс реализации ученической исследовательской работы в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый из которых выполняет определеную функцию. 1 этап. Выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской работой в интересующей их области . Выбор тем, определение проблем, постановка задач; определение научных консультантов. 2 этап. Индивидуальная работа педагогов с учащимися — исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работы в архивах, музееях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей. 3 этап. Оформление учащимися выполненных исследований. Работают на компьютерах в кабинете информатики школы; рецензии научных руководителей. 4 этап. Итог исследовательской работы — презентации в школе. 5 этап. Районный конкурс исследовательских работ старшеклассников: олимпиады, конкурсы «Юнный кулинар», «Рукодельница», фестиваль «Особенности национальной кухни». Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности — найденый способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Основные требования, предъявляемые к учебным проектам: 1.Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, иследовательского поиска её решения(например, исследование забытых народных промыслов, исторических архитектурных памятников культуры, техники и предметов быта и т.п) 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнерами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и т.п.) 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4.Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов). 5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотез, их решение; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.) обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Особенность состоит в следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, на другом — осуществляют его защиту. Технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям. Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков поектного творчества. При соблюдении всех условий проектной технологии и правильном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на учащегося, поскольку способствует изменению субъективного восприятия технических объектов и технологий, помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности, как решаемость и воля при постановке и достижении целей и внедрении собственных инноваций в практику.
Источник: http://tehnologiya.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1 |