В «Стратегии модернизации Российского школьного образования» говорится о том, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, гражданской, правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.
Компетентностный подход отражает потребность в новом качестве образования – соответствии целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому обществу с рыночной экономикой, что предполагает ориентацию на повышение уровня востребованности обществом результатов школьного образования во внешкольной и послешкольной деятельности учащихся.
В последние годы понятиям «компетенция» и «компетентность» уделяется большое внимание, но однозначного и устоявшегося определения этих понятий нет.
Задачами современной школы является подготовка конкурентоспособного выпускника, повышение общего уровня компетенций и компетентностей, в т.ч. компетенций информационных технологий (IT-компетенций), которые в настоящее время входят в состав ключевых компетенций выпускника школы.
Компетенции информационных технологий включают прием, переработку, выдачу, преобразование информации; массмедийные, мультимедийные технологии; компьютерную грамотность; проявляются в деятельности при решении задач с применением средств телекоммуникации, интерактивного оборудования, сети Интернет и др. [1].
Хуторской А. В. под «компетенцией» понимает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, под «компетентностью» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности [2].
В настоящее время рассматриваются различные виды компетенций: базовые, ключевые, специальные, актуальные и др. В данной работе мы останавливаемся только на IT-компетенциях.
Под компьютерной компетентностью П. В. Беспалов [3] понимает интегральную способность личности, проявляющуюся в освоении, владении, применении, преобразовании и создании новых информационных технологий. Он выделяет следующие уровни компьютерной компетентности: компьютерная грамотность, компьютерная компетентность, компьютерная зрелость.
Под информационной компетентностью А. Н. Завьялов [4] понимает обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области. Он выделяет следующие уровни информационной компетенции: уровень языка интерфейса, уровень синтаксиса языка программирования, уровень логики функционирования и характеристик оборудования, уровень предметно-специфических задач, требующих творческого, межпредметного подхода.
Мы, на основе вышеизложенного, под IT-компетенциями будем понимать способность личности решать поставленные задачи с использованием современных информационных технологий.
Информационные технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, что обеспечивает среду формирования и проявления как ключевых компетенций, так и, в первую очередь, информационных. Современные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе образования.
В ГОУ «Средняя общеобразовательная школа менеджмента и маркетинга» г. Новокузнецка формированию компетенций информационных технологий уделяется большое внимание.
Компетентностный подход требует изменения учебного процесса, так как для формирования компетенций необходимо создать определенные условия, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих учителю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого. Эта проблема, на наш взгляд, может быть решена при активном применении адекватных инновационных форм и методов обучения.
Для формирования IT-компетенций школьников в школе менеджмента и маркетинга используются индивидуализированный, дифференцированный подход, метод проектов, деятельностно-практический, проблемный методы. Наибольшую эффективность дает сочетание вышеперечисленных подходов и методов обучения с использованием современных информационных технологий.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=565&Itemid=28 |